В Петербурге снег и дожди? Значит, в Минске их скоро жди

Союзные синоптики научатся предсказывать погоду на короткие сроки и даже для отдельных районов городов.
Союзные синоптики научатся предсказывать погоду на короткие сроки и даже для отдельных районов городов.



Для погоды нет границ

У российских и белорусских синоптиков есть традиция – раз в полгода они собираются и усаживаются за один стол. В этот раз, уже 62-й по счету, круглый стол стоял в одном из залов главной геофизической обсерватории имени Воейкова в Петербурге. Здание и название – дореволюционные, ныне в нем располагается полноценный научно-исследовательский институт проблем метеорологии.

– У нас такого нет, – заметила начальник Гидромета Беларуси Мария Герменчук. – Зато его разработки в стране активно внедряются. За счет того, что территория небольшая, управлять ею легче.

Делятся соседние государства между собой не только новинками, но и метеоданными. Причем не только в оперативном режиме – чтобы соседи знали, что ветер им принесет, но и при долгосрочном планировании изменений климата.

– Природа не имеет границ, – объяснил глава Росгидромета Александр Фролов. – Проблемы часто общие. Например, и в России, и Беларуси остается опасность наводнений, несмотря на инженерные сооружения. Кроме того, сейчас у нас активно развивается аграрный сектор. И на землю приходит новая техника, поэтому хозяйствам нужна информация о погоде. Мы совместно разработали методики и с помощью российского и белорусского спутника наблюдаем непрерывно за посевами. А потом данными из космоса, как иголочками, подкалываем метеокарту, составленную с наземных станций, количество которых ограничено.

Карта засухи нужна прежде всего пострадавшим от нее фермерам. Такая принимается в страховых компаниях, как доказательство, что погибший урожай компенсируют деньгами.

– Если стекло в машине разбито, то это сразу видно, а засуху, не спросив метеорологов, труднее доказать, – говорит Александр Фролов.

КЛИМАТ МЕНЯЕТСЯ

Каждая новая встреча союзных метеорологов посвящена отдельному вопросу. В этот раз синоптики обсуждали программу сотрудничества на 2016–2020 годы. Хоть климат Беларуси и несравним с российским, но это не значит, что ранний снег под Москвой на погоде в Минске не скажется.

– Наш подход – в региональности изменений климата, – говорит Мария Герменчук. – Мы берем европейскую часть России, Беларусь, Польшу, Украину – как большой регион. И в этом регионе выделяем места, где идут значимые процессы. А потом строим модель взаимодействий. Узнав, что происходит в регионе, мы сможем понять, чего ждать в Беларуси.

– И все-таки потеплеет или похолодает?

– Эта тема бесконечная, – вздохнул Фролов.

– Потому это и называют «изменения», что единого мнения нет, – заметила Герменчук.

Климат предсказать синоптики не готовы, зато с погодой обещают быть точнее. Причем не только во времени и событиях, но и местах. В пограничных областях России и Беларуси стартовал метеорологический эксперимент.

– Около десятка радиолокаторов со стороны России стоит и два – со стороны Беларуси, – рассказал подробности Александр Фролов. – В них закладывают модели и данные о текущей погоде, которые позволяют сказать, где именно будет пасмурно, а где дождь. Иными словами, погоду прогнозировать не для абстрактного Минска, а конкретного района города. Например, на востоке в девять утра – дождь, а в центре города – облачно.

Внедрить технологию точечных прогнозов массово союзные метеорологи планируют до 2020 года.

Алексей МАВЛИЕВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter