Как в Дрибине возрождают традиции XIX века

В переводе с катрушницкого лемезеня...

Технологию изготовления валенок мастера держат в секрете двести лет, но товар показали на «Дрибинских торжках»
СЕДЬМОЙ год кряду в горпоселке проходит региональный фестиваль народного творчества, промыслов и ремесел «Дрибинские торжки» и столько же лет неизменно привлекает гостей, увлеченных древними ремеслами, из разных регионов. Где еще за один день можно освоить сразу несколько техник изготовления валенок? Корреспондент «СГ» отправился в Дрибин и узнал, почему шаповалы до сих пор используют при общении тайный язык — катрушницкий лемезень — и другие секреты народного творчества.

Мастер-шаповал Владимир ОСИПОВСКИЙ.

В АВТОБУСЕ Могилев—Дрибин все разговоры о торжках. Молодые родители заверяют сынишку, что он обязательно покатается на маленьких лошадках. Пожилая сельчанка напротив сообщает, что у нее два праздника: в Дрибин едет к маме на день рождения и заодно на фестиваль заглянет.

В центре горпоселка тем временем уже собрался народ. Председатель райисполкома Дмитрий Василевский официально объявил «Дрибинские торжки-2017» открытыми: «За семь лет фестиваль занял особое место не только в области, но и всей республики. Подобный праздник – это возможность прикоснуться к истории родного края, познакомиться с уникальными ремеслами и народными традициями». И началось!..

Народный ансамбль «Белорусочка».

Небольшое отступление. История торжков берет начало еще в XIX веке. Тогда Дрибинский край особенно славился своими мастерами-шаповалами и валенками, поэтому каждый год на Ильин день сюда съезжались купцы и торговцы. Весь поселок превращался в большой кирмаш.

В 2011 году работники Дрибинского районного историко-этнографического музея предложили тогдашнему председателю райисполкома Петру Панасюге возродить вековую традицию. Ведь на тот момент во многих регионах начали появляться проекты-бренды. Например, в Шклове — День огурца, в Глубоком — Вишневый фестиваль. Почему же Дрибин должен отставать? Быстро придумали визитную карточку. В районе до сих пор очень сильная школа мастеров-шаповалов, есть династии. Даже детей учат валять валенки.

Меня особо заинтересовал тот факт, что дрибинские валенки изготавливают по особой секретной технологии. Раньше, чтобы не выдать тайну, мастера между собой общались на катрушницком лемезене. То есть языке, который состоял из 945 слов, включающих не только профессиональные термины, но и бытовые выражения. Например, валенки — шкорки, вода — суга, маленький ребенок — микры, мужчина — куж. Сегодня лемезень практически не используется, однако в речи местных жителей то и дело проскакивают слова из этого старого наречия. Если в Дрибине вам предложили «кирануть», то это значит, что вас приглашают выпить.

Делегация из Смоленска.

Помимо валенок, здесь еще катают шапки — «магерки» и «брыли». «Магерка» похожа на зимнюю шапку, а «брыль» внешне напоминает сомбреро. Мастер-шаповал Владимир Осиповский как раз сейчас делает такой головной убор и попутно делится дрибинскими технологиями. Оказывается, качество валенок зависит не только от рук мастера, но и от выбранного материала. Лучше всего подходит шерсть осенней стрижки романовской породы. Она очень хорошо валяется.

После того как мастер сделает валенки, местные рукодельницы обшивают их различными узорами. Одна пара привлекает внимание потенциального покупателя, который интересуется ценой. Стоит изделие ручной работы со скидкой 85 рублей, отдельные экземпляры можно найти и за 100 рублей.

РАДУЮТ людей на фестивале не только валенками. Уже традиционным здесь стали «Торжковые крамницы». Например, в крамнице «Зёлак» работники Первомайского сельского Дома культуры из деревни Трилесино продают целебные травы, которые сами собирают в полях и лесах. Тут и черника, и мелисса, и костяника, и иван-чай, и чабрец, и многое другое. Сельчанки говорят, что если правильно ими пользоваться, то можно продлить жизнь на десять лет. Подобным занимается соседняя крамница «Вада жыцця». Правда, здесь коллектив Коровчинского СДК предлагает людям попробовать воду из святого источника целителя Пантейлемона вблизи деревни Лютины Оршанского и «Голубой криницы» Славгородского районов. Даже есть вода из женского ставропигиального монастыря Русской православной церкви в Москве, куда директор Дома культуры Виктор Левкин ездил специально накануне «Дрибинских торжков». Вместе с этим можно приобрести и настойки: на чаге, васильках, зверобое.

Коллектив «Калина» из Украины.

Герои фестиваля – и ремесленники. Знакомлюсь с Александром Величко. Он вместе с супругой Лидией Николаевной приехал на фест из Могилева. 78-летний мастер показывает большие мозолистые руки, которыми делает соломки, ступки и другую кухонную утварь:

— Я инженер-строитель по образованию. После выхода на пенсию стало скучно без работы, так что соорудил дома мастерскую и стал заниматься резкой по дереву. Никто меня не учил. Все сам освоил методом проб и ошибок.

У Галины Кутузовой из Оршанского Дома ремесел продукция другая. Главная фишка — народные костюмы ручной работы. К ним сразу же можно приобрести украшения или пояс, сделанный по старинной национальной технике. Такие, к слову, носили наши предки.  

Товар с «историческим контекстом» и у ремесленницы из Смоленска. Валентина Козлова делает глиняные свистульки с 1964 года. Учителем ее был известный гончар в седьмом поколении с говорящей фамилией Семен Гончаров. Именно он помог освоить Валентине Андреевне соловьиное пение: «Эта птица поет коленами. В каждом по три-четыре звука. Кстати, по ним можно узнать, сколько лет соловью, ведь каждый год он осваивает новое колено. Хотите, вам 12 колен сыграю?»

Налив воды в свистульку, мастерица действительно начинает голосить соловьем.

ПЕСНИ на празднике звучали не только от ремесленников. Со сцены гостей развлекали 16 коллективов вокалистов. Причем не только белорусских. Четыре ансамбля приехали из России и один — из Украины. Все гости нахваливали дрибинское гостеприимство. Руководитель женского народного аматорского ансамбля «Калина» Оксана Бондаревская из города Сновск Черниговской области даже пообещала привезти в следующем году еще больше украинских  коллективов.

banny@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter