Корреспонденты «Р» заглянули на площадку «Черной паутины», чтобы узнать, кому надо такое кино и зачем белорусские актеры снимаются в этом «мыле»

В паутине детективов

Корреспонденты «Р» заглянули на площадку «Черной паутины», чтобы узнать, кому надо такое кино
Детективные сериалы, которых в последние годы на каждом канале по сотне штук, принято ругать. Но белорусские кинематографисты как будто в танке: они этого не слышат. А как иначе объяснить то, что в Минске снимают  уже четвертый сезон «Участка лейтенанта Качуры»? Корреспонденты «Р» заглянули на площадку «Черной паутины», чтобы узнать, кому надо такое кино и зачем лучшие белорусские актеры снимаются в этом «мыле»?



Кого, как не главного режиссера, первым привлечь к ответу? Игорь Четвериков уже пятый год только и снимает «Качуру». Говорит, что их сериал (а Игорь Витальевич еще и автор сценария, он помогал его писать Валентину Залужному) все же отличается от российских экшенов, у нас практически нет крови, перестрелок и прочих детективных «наворотов». Качура ведь милиционер сельский, а в деревнях хоть и происходят преступления, но все они, скажем так, более спокойные. Поэтому Четвериков со своей командой показывает не столько запутанные истории, сколько человеческие взаимоотношения. А в деревнях, утверждает режиссер, страсти кипят не меньше, чем в большом городе.


Режиссер Игорь ЧЕТВЕРИКОВ.

Но все это тоже не ново! За годы кормления нас российскими детективами чего мы только не видели, в том числе и сельского участкового Сергея Безрукова. Так зачем нашему кинематографу еще один телевизионный клон?

— Я ориентируюсь прежде всего на продажи. Московские каналы, которые и купили три предыдущих фильма, просят продолжения истории Качуры, можно даже сказать, требуют, — говорит Четвериков. — Признаюсь, я уже и сам не хотел снимать, не очень хочется быть режиссером одного сериала. Что буду делать, если предложат снимать и пятый сезон? Если другой достойной альтернативы не появится, соглашусь. Хотя надо понимать, что первая часть и то, что мы снимаем сегодня, — это разные фильмы. Первый был совсем не про Качуру. Это детективная история про московскую девочку, которая приехала в Беларусь в поисках пропавшего отца, а сельский лейтенант был лишь одним из действующих лиц. Но сейчас руководство «Беларусьфильма» решило, что та история была отличным началом сериала про белорусского милиционера, и все четырехсерийные фильмы объединило под общей шапкой «Участок лейтенанта Качуры», хотя каждый из них имеет свое название.

Игорь Витальевич не лукавит: все сезоны разные, хотя и выполнены в одном духе. В этом, например, помимо прочего, поднимается проблема спайсов. В каждом фильме и девушка у Качуры новая. В «Черной паутине» это Валентина Гарцуева — новый молодой следователь из Минска. Вообще в сериале очень мало персонажей-старожилов. Это Бензин, он же актер Сергей Власов, бывший деревенский алкоголик, а теперь — «агент» лейтенанта, а также местная сварливая тетка в исполнении Светланы Никифоровой. И собственно сам Андрей Качура — в миру Павел Харланчук-Южаков. Не устал ли актер от этой роли и не боится, что образ деревенского милиционера приклеится к нему на всю жизнь? Об этом мы и спросили у Павла:

— От роли не устал, тем более что между первыми тремя сезонами и нынешним прошло почти три года. Качура растет, становится немного другим, меняется его окружение. Очень спокойно отнесусь к тому, если моя фамилия у зрителей будет ассоциироваться именно с этим героем. Ничего страшного в этом нет, тем более что Качура — не самый плохой образ. Мне очень нравится простота моего героя, это не какой-то супергерой, а обычный человек со своими проблемами, который профессионально выполняет свои обязанности.

— Неужели ничто не смущает в детективном сериале?

— Смущает отсутствие у главного героя любимой женщины, семьи. В первой части у Качуры была жена, но она ушла от него. Во второй — были некие намеки на отношения с девушкой, в третьей части бутерброды ему делала уже другая, но и она исчезла. Сейчас рядом следователь Карина Бартош, но глубоких чувств у них нет. Наверное, человек  сильно обжегся в браке, поэтому сейчас очень осторожен к противоположному полу. По-видимому, авторы сценария придерживаются именно этой версии, поэтому личную жизнь и работу милиционера не смешивают.


Андрей КАЧУРА — актер Павел ХАРЛАНЧУК-ЮЖАКОВ.

Других недовольств, по мнению Павла, и быть не может, в фильме прекрасный актерский состав. С этим не поспоришь. Четвериков уже снял всех более или менее приличных белорусских артистов, но в этом сезоне достал из рукава свой козырной туз — Сергея Чекереса. Заслуженный артист Беларуси долгие годы оставался в стороне от кинематографа. А тут вдруг согласился на роль директора рыбхоза. Как такую «рыбу» удалось заманить в свои сети? Режиссер утверждает, что просто сделал Сергею предложение, и тот не стал отказываться.


Директор рыбхоза — актер Сергей ЧЕКЕРЕС.

— Это правда, — говорит Чекерес. — Сколько живу, столько слышу миф о том, что я так занят в театре, что отказываюсь сниматься в кино. Действительно, раньше было очень много работы в Русском, по-видимому, оттуда и растут ноги. Сейчас ритм в театре несколько угас, а вот миф остался. Спасибо, что не постеснялись предложить роль. Она мне понравилась, достаточно внятная. Играю директора рыбхоза, сын которого вляпался в криминал. Мне эта тема близка, потому как моему сыну уже 12 лет. У меня болит душа за своего ребенка, хочется оградить его от подобного зла. Сейчас он вступает в переходный возраст, пытается качать права, повышает голос. Моему киношному сыну уже шестнадцать, и он уже кричит во все горло, у нас с ним натянутые отношения. Такое интересно играть.

Чекереса, как и Харланчука-Южакова, шлейф славы детективных сериалов не смущает. В них он ничего плохого не видит. Да, не все подобные фильмы высокого качества, но он, конкретный актер, вряд ли может повлиять на их улучшение. Говорит, что полностью выкладывается на съемочной площадке, а к результату относится философски. Да, это в театре можно долго репетировать, оттачивать роль, на съемочной площадке такой роскоши нет. Чекерес, конечно, к такому не привык, но деваться некуда. 

Сергей рассказывает, как на территории рыбхоза «Красная Слобода», что в Солигорском районе, снимали финальную сцену. Это были откровения его героя о неудавшейся жизни, момент опустошения. Актер просил небеса послать солнце, ему казалось, что в теплую погоду это состояние ему удастся сыграть лучше, пустить слезу проще. Но в тот день было холодно, перенести съемки возможности нет. Сыграл, как мог. Режиссер констатировал: получилось убедительно. У самого актера на сей счет есть сомнения. От подобных ситуаций кинематографисты не застрахованы. Но и впредь отказываться от кино, пусть результатом он не очень и доволен, Чекерес не собирается: опыт-то интересный, да еще и деньги за это платят, честно признается он.

Похоже, так думает не только актер, но и множество людей, работающих над сериалом. Не исключено, что такой же логики придерживаются и все продюсеры подобных фильмов. Ведь как ни крути, детективы хорошо продаются, приносят прибыль. На «Черную паутину» уже сегодня есть покупатели. Другие белорусские фильмы о таком могут только мечтать.

О чем кино?

Очередное дело старшего лейтенанта Качуры начинается с обнаружения на железной дороге трупа неизвестного мужчины. В сумке убитого эксперты обнаруживают остатки неизвестного синтетического наркотика, используемого для кустарного приготовления спайсов, распространение которых уже вышло за границы района и области. Расследованием преступления занимается начальник следственного отдела майор Терешко и его подчиненные, в числе которых — Карина Бартош, новый молодой следователь из Минска, и, конечно же, участковый Андрей Качура. Параллельно с расследованием инцидента на железной дороге правоохранители занимаются поиском старшеклассницы Вики Красковской, пропавшей при невыясненных обстоятельствах. Дело принимает трагический оборот, когда в маленьком тихом Заречье от передозировки злосчастным наркотическим веществом гибнут двое подростков.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter