В память о загубленных душах

По инициативе немецких врачей в Могилеве установят мемориальный знак жертвам нацизма

По инициативе немецких врачей в Могилеве установят мемориальный знак жертвам нацизма


Скоро в Могилеве появится новая мемориальная доска — в память о 1.200 пациентах Могилевской психиатрической больницы, замученных нацистами осенью 1941 года. Инициаторами выступили коллектив психиатрической университетской клиники в Хайдельберге и представители гражданской инициативы «Беларусь» в Германии, обратившиеся в ноябре прошлого года с письмом в Могилевский облисполком. К предложению из Германии здесь отнеслись внимательно. Сейчас в облисполкоме готовится соответствующее решение.


...В 2005 году в Могилеве проходил белорусско–немецкий семинар, участники которого обсуждали положение людей с ограниченными психическими возможностями в период Второй мировой войны. Много говорилось о преступлениях немецких оккупантов против душевнобольных на территории нашей страны в 1941 — 1944 годах. Эффект разорвавшейся бомбы произвели тогда документальные кадры об умерщвлении пациентов могилевской психлечебницы окисью углерода в сентябре 1941 года.


Убийство пациентов психиатрических клиник на территории бывшего СССР фашисты рассматривали как составную часть «очищения расы». Хотя лечение таких больных в Советском Союзе достигло достаточно высокого уровня, нацисты считали этих людей «недостойными жизни». Их расстреливали, травили газом, чтобы освободившиеся здания использовать «для целей вермахта». В немецком рейхе еще в 1939 году была объявлена акция «Эвтаназия», оправдывающая зверства нацистов в глазах немцев.


...Сегодня германская сторона посчитала необходимым установить мемориальную доску в одном из мест чудовищных преступлений.


К сожалению, помимо кинохроники, которая впервые была продемонстрирована еще на Нюрнбергском процессе, никаких документальных подтверждений тому, что в Могилевской психбольнице в годы войны действительно существовала душегубка, долгое время не находилось.


Могилевчанка Алла Сережкина много лет отработала переводчиком на могилевском объединении «Химволокно». Даже после выхода на пенсию обширных связей в Германии она не потеряла. Поэтому именно к ней сначала обратились немецкие психиатры и представители общественных инициатив с просьбой помочь найти документы.


— Хотя дети и не отвечают за действия отцов, я понимала, насколько этот своеобразный шаг к примирению важен для современных немцев: ведь убийство людей, не способных себя защитить и порой даже не осознающих, что с ними происходит, преступно вдвойне, — вспоминает Алла Николаевна. — Мы отправляли запросы в архивы, местным историкам. О том, что происходило на территории психбольницы в годы войны, знали многие, но, к сожалению, доказательств ни у кого не было.


К поиску подключились врачи Могилевской областной психиатрической больницы. Они обратились в управление КГБ по Могилевской области. Здесь в материалах, хранящихся в архиве, нашлась копия заключения комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко–фашистских захватчиков и их сообщников в Могилеве и его окрестностях. Документ датирован 5 сентября 1944 года. Из него следует, что осенью 1941 года по приказанию офицера могилевского СД капитана Приппа в одной из комнат первого этажа психбольницы была оборудована душегубка. Фашисты провели в окно газопроводные трубки от автомобиля, сделали герметически закрывающуюся дверь, полностью перекрыли в помещение доступ воздуха.


Сентябрьским днем по приказу Приппа здесь было удушено газом около 700 душевнобольных. Их загоняли по 70 — 80 человек, подавали газ от работающего мотора автомашины... Тела вывозили грузовиками в близлежащие деревни Новопашково и Казимировка, где закапывали в противотанковых рвах.


Избежавшие душегубки 500 пациентов клиники тоже умерли мучительной смертью: немцы забросали их гранатами, а выживших расстреляли. Всего нацисты уничтожили тогда 1.200 человек. В помещениях, где жили беспомощные люди, обустроили военный госпиталь.


Сотрудники госбезопасности нашли и свидетеля зверств нацистов. В тот день, когда пациентов травили газами, бывшая работница психбольницы Наталья Никитична Казакова находилась в комнате, смежной с душегубкой. Она слышала страшные крики больных. А потом видела, как привезенные откуда–то немцами рабочие выносили и сгружали застывшие в неестественных позах тела: с вздувшимися венами и фиолетовыми лицами...


Подлинник заключения комиссии, рассказали мне в пресс–центре УКГБ по Могилевской области, сейчас хранится в архивном деле № 43 в Государственном архиве России. А в Могилеве снова ждут немецкую делегацию, чтобы окончательно определиться с эскизом мемориального знака и датой его открытия.


Кстати


Могилевская психиатрическая больница на улице Сурганова — одна из старейших клиник этого профиля в Европе. Была основана в 1802 году как губернская психиатрическая больница (поначалу всего на 12 мест). В 2003 году было принято решение о децентрализации Могилевской областной психиатрической больницы. Один из ее корпусов остался на прежнем месте, второй переехал на противоположную окраину города — в Любужский лесопарк, а третий — в деревню Барсуки Шкловского района. Мемориальная доска будет установлена по старому адресу в Печерском лесопарке (по улице Сурганова) на здании детского корпуса.


Фото Александра ЛАЗАРЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter