В ожидании всемирного потопа...

«МЫ ПРОШЛИ все круги ада, прежде чем обратиться к вам. Просим помощи уже с 2007 года, но помочь никто не может. В квартирах холодный пол, в некоторых местах он просто сгнил. Стены черные от сырости, нам надоело делать ремонты в квартирах. Мебель попортилась, стены все в трещинах. А у нас ребенок двух с половиной лет…»

Почему жильцы «нехорошей» квартиры в деревне Бацунь Буда-Кошелевского района отказались переезжать в предложенное хозяйством жилье?

«МЫ ПРОШЛИ все круги ада, прежде чем обратиться к вам. Просим помощи уже с 2007 года, но помочь никто не может. В квартирах холодный пол, в некоторых местах он просто сгнил. Стены черные от сырости, нам надоело делать ремонты в квартирах. Мебель попортилась, стены все в трещинах. А у нас ребенок двух с половиной лет…»

Письмо жителей деревни Бацунь Буда-Кошелевского района с приложенными к нему фотографиями пугало изображением реалий быта сельчан: ужасающие потеки на потолке и стенах, тазики и ведра в квартирах в дождливую погоду и в довершение всего — разлившаяся из затопленного подвала вода, через которую прямо в подъезд перекинут деревянный «мостик».

Ситуация, описанная сельчанами, и впрямь безрадостная, однако недоумение вызвал один факт, изложенный в письме: в какие бы инстанции ни обращались заявители, их проблему никто решить так и не смог. Это как-то не вязалось с общей картиной работы с обращениями граждан, ведущейся в республике. Обычно жалоба, если, конечно, она имеет под собой основания, доходя до «высоких кабинетов», в скором времени разрешается. А здесь…

Словом, во всем следовало детально разобраться, и корреспондент выехал в командировку.

То, что я увидела в шестиквартирном двухэтажном жилом доме в деревне Бацунь, в точности соответствовало присланным в редакцию снимкам: вздувшаяся мебель от попавшей на нее воды, отставшие от стены обои, взорвавшаяся от проблемной проводки люстра, отвратительное состояние пола, стен и потолка в подъезде. И, конечно же, полностью затопленный подвал, вода в подъезде и около него. Единственное, что определить «возраст» потеков в квартире «на глазок» не представлялось возможным: дождей в последние дни не наблюдалось, поэтому и стены, и потолки были сухими.

Но, несмотря на необустройство быта жильцов дома, ситуация оказалась не столь однозначной. И чтобы понять это, необходимо знать его историю.

Здание было построено СПК «Бацунь», правда, никаких документов о его строительстве и проектировании к сегодняшнему дню не сохранилось. Однако, по воспоминаниям местных жителей, возведен он, как и его уже давно покинутый жильцами брат-близнец, что находится совсем рядом, в 1986 году. В 2008 году СПК «Бацунь» присоединили к СПК «Кривск», и с тех пор дом, который был переведен на баланс последнего хозяйства, стал головной болью для его руководителей.

— Достался он нам уже в плачевном состоянии. Проблема грунтовых вод существовала здесь и ранее, дом, как и, собственно, весь Буда-Кошелевский район, находится в болотистой местности. Так что вода в подвалах, как частных, так и многоквартирных домов — беда общая для всех жителей района, — говорит директор СПК «Кривск» Александр Подолячин. — Но дело даже не в этом. По сути, проживает в доме только одна семья, которая и обратилась в газету. Кроме нее, временное подменное жилье здесь получили работники СПК, у которых сгорел дом. Но в скором времени им будет предоставлено другое жилье. Семья же заявителей проживает в приватизированной квартире, при этом за все время, пока дом находится на балансе нашего СПК, не платила за техобслуживание, не делала отчислений на капитальный ремонт…

В итоге на конец прошлого года жильцы задолжали СПК «Кривск» около 3 миллионов рублей. Но, несмотря на это, хозяйство на протяжении всех этих лет за свой счет периодически вызывало машину с оборудованием для откачивания воды из подвала, бригаду для устранения прорыва канализации, производило ремонт кровли. То есть, по сути, осуществляло техобслуживание, за которое жильцы не платили.

Кстати, семья Курганских., написавшая письмо в газету, не отрицает, что эти работы и в самом деле велись. А свой отказ платить за квартиру хозяйка объясняет так:

— Обслуживание — это когда лестницы уборщица моет, а домоуправление лампочки в подъездах вкручивает. Когда у нас так будет, я, конечно, стану платить.

Вероятно, в идеале так и должно быть, по крайней мере, в городе. Но можете ли вы себе представить, каким образом СПК будет содержать штатную единицу уборщицы для единственного шестиквартирного дома в деревне?

Если же говорить о правилах и законодательстве, напомним, что свое право не платить за техобслуживание жильцы дома должны отстаивать в суде. Сможете доказать, что организация, которая обязана заниматься текущим ремонтом и содержанием дома, не выполняет своих обязанностей — будет вынесено соответственное решение. Но тогда уж никаких откачиваний воды за счет хозяйства, никаких ремонтов крыши и канализации — все это ложится на плечи самих жильцов.

Ситуация же, в которой жильцы отказываются платить за квартиру без законных на то оснований, с точки зрения государства выглядит однозначно: злостных неплательщиков по суду даже выселяют. Такие примеры то и дело появляются в прессе, но чаще всего это происходит в крупных городах. На селе обычно местная власть «входит в положение» и ограничивается устными предупреждениями, дальше которых дело не идет.

Вот и руководство СПК «Кривск», невзирая на долги, предлагало семейству Курганских. на выбор три дома, как в деревне Бацунь, так и в агрогородке Кривск. Переезжай — и живи. Но они отказались. Претензии были разные. Вот как описывает эти дома хозяйка квартиры: «Полы шатаются, розеток нет, в межкомнатных дверях отсутствуют стекла и ручки, батареи протекают, унитаз и раковина сломаны…»

Я слушаю и понимаю, что живу с женщиной в разных измерениях. Обычно, покупая за свои кровно заработанные деньги с привлечением огромных кредитов, квартиру, ты получаешь лишь голые стены, когда речь идет о новом доме, или те же ободранные обои, вздутые полы и неисправную проводку, если квартира из вторичного фонда. То есть в любом случае полноценный ремонт — от розеток до последнего гвоздя — обеспечен. И никто при этом не сетует, что все это приходится делать за личные сбережения. Почему здесь происходит иначе? Если жизнь в доме, где в подвале стоит вода, а с потолка капает, невыносима, почему не переехать в бесплатно предоставляемое СПК жилье и собственными силами не привести его в порядок?

Для чистоты эксперимента отправляюсь в один из домов, который еще в 2010 году предлагали семье авторов письма в редакцию. С виду — обычный сельский дом, построенный из бетонных панелей. Приусадебный участок, хозяйственные постройки — все, как и в соседних дворах. Встречает меня нынешняя хозяйка, доярка СПК «Кривск» многодетная мать Светлана Залеская.

— Конечно, мы не первые хозяева этого дома, до нас здесь уже жили люди, поэтому пришлось произвести некоторый ремонт, — охотно рассказывает она. — Освежили обои, кое-где подправили полы, покрасили. Считаю это нормальным и естественным, ведь хочется жить в хороших условиях, чтобы все было сделано по твоему вкусу. К тому же руководство СПК помогло со стройматериалами, так что особенных проблем с ремонтом не возникло.

Честно говоря, вот такой хозяйский подход мне понятен. Зато непонятно другое. После ремонта кровли, а по словам местного руководства — с тех пор жалоб о залитии от жильцов не поступало, ремонт в квартире они так и не сделали. Между тем деньги от страховой компании (квартира застрахована) периодически получали — хозяева квартиры это сами подтверждают.

Объясняют они это тем, что устали от постоянного приведения квартиры в порядок после очередного «потопа», который начисто смывает все предыдущие ремонтные работы. Увы, но в этом, как мне показалось, хотя со стопроцентной уверенностью утверждать не могу, жильцы «нехорошей» квартиры немного лукавят. Несмотря на аккуратность хозяев и чистоту в их квартире, заметно, что ремонт здесь далеко не свежий. И невольно начинаешь задаваться вопросом: не потому ли не спешат хозяева приводить квартиру в порядок, что старые потеки на потолке и стенах для страховой комиссии вполне могут сойти за новые, и на фоне неприглядного вида остальной части дома вызвать у проверяющих нужные им ассоциации? Но это, естественно, лишь мои предположения, так сказать, ощущения от увиденного.

Что же касается позиции местных властей, то она, прямо скажем, тоже не очень понятна. Проблема возникла несколько лет назад, при этом ситуация все усугубляется. Дом ветшает, долг за техобслуживание растет. Хозяйство оказывается втянутым в постоянные разборки с приездом всевозможных комиссий из различных инстанций. Но руководству, вероятно, легче идти на уступки и оказывать жильцам услуги, за которые те не платят, чем идти на открытый конфликт. Но бесконечно так продолжаться не может. Так не пора ли решить вопрос раз и навсегда? Не на словах, а на деле, и при этом по закону. Пускай даже придется обратиться в судебные инстанции. По крайней мере, во всем цивилизованном мире давно поступают именно так. Не пора ли и нам учиться поступать так, как должно, а не так, как проще или хочется?

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter