XXIII Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" прошел в учебном формате

В ожидании славы

Сегодня вечером разрешится главная интрига «Лiстапада» — в кинотеатре «Москва» объявят победителей XXIII Минского международного кинофестиваля. Финальное совещание жюри основного конкурса затянулось за полночь, зрители все еще продолжают спорить — билеты на дополнительные сеансы конкурсных фильмов остаются в продаже до вечера.


Пока по итогам предварительного зрительского голосования на лидирующие позиции выходит картина молодых болгарских режиссеров Кристины Грозевой и Петара Вылчанова «Слава» об именных часах и борьбе за справедливость. В прошлом году эти двое взяли Гран–при «Золото «Лiстапада» за свой первый совместный игровой фильм. Голоса публики обещают всего лишь «бронзу», но именно этот приз вызывает наибольший ажиотаж у всех, кто наблюдает за «Лiстападом» со зрительских кресел — результаты фестивального тотализатора обновляются несколько раз за день. И в конечном итоге судьбу любого фильма решает все–таки публика, а не награды пусть даже самых престижных форумов. Призы, собственно, только для того и нужны, чтобы вызывать дополнительный зрительский интерес.

Именно поэтому люди опытные советуют молодым кинематографистам продумывать фестивальную стратегию ленты еще до съемок — по наблюдениям куратора международного кинофорума в Карловых Варах Ленки Тырпаковой и Роберто Куэто, выбирающего кино для МКФ в Сан–Себастьяне, одно только участие картины в заметном фестивальном состязании помогает ее продвижению на экраны. Одновременно авторитетные гости «Лiстапада» дали понять создателям будущих белорусских кинобестселлеров, что шансы попасть на кинофесты класса «А» потенциально есть у всех и зависят они не столько от больших денег, сколько от таланта режиссера и находчивости продюсера. Скажем, в этом году Гран–при фестиваля в Карловых Варах достался фильму «Семейное счастье» венгерского режиссера Саболча Хайду, бюджет которого можно назвать условным. Операторами этой картины стали семь студентов — новаторский взгляд на съемки им зачли как экзаменационную работу.

Хотя «Лiстапад» снова обзавелся красной дорожкой, фактически он прошел в учебном формате. Авторитетные советы, как снять достойный фильм в условиях современного финансового и творческого кризиса, звучали здесь на разных языках ежедневно. Причем звучали очень адресно — в международной конкурсной программе «Лiстапада» дебютов в этот раз много, как никогда раньше. В отдельном национальном конкурсе для молодых белорусских кинематографистов — 24 работы и абсолютное большинство — дебюты.

Собственно, главное, что в эти дни дал понять минский международный кинофорум: успешное зрительское кино можно снимать не только на деньги голливудских продюсеров, а возрождение национального кинематографа зависит не столько от финансовой господдержки, сколько от людей, которым очень важно рассказать миру о чем–то сокровенном. И мир услышит. К примеру, киргизский фильм «Завещание отца», сразу вышедший в лидеры «Лiстапада» по результатам зрительского голосования, уже признали лучшим на больших международных кинофестивалях в Казахстане и Монреале. На встрече с минской публикой Дастан Жапар уулу, один из режиссеров, поведал почти невероятную историю создания ленты, растянувшуюся на три года. Но реализовать идею рассказать о родном селе то, о чем забывают в больших городах, режиссерам–дебютантам Дастану Жапару уулу и Бакыту Мукулу удалось настолько талантливо, что «Завещание отца» претендует на премию «Оскар».

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 217 (25099). Пятница, 11 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter