В ожидании счастья

Корреспонденты “Народной газеты” встретились с семьей женщины, которой первой в Беларуси пересадили сердцеВ жизни редко случается так, что беда ходит в одиночку. Когда в семье Радкевич появился Никита, никто даже не предполагал, через что придется пройти родителям, чтобы ребенок порадовал их первыми словами и шагами. Хотя Наталье из-за проблем со здоровьем врачи советовали прервать беременность, она даже не хотела об этом слышать. И — родила Никиту.

Ребенок, появившийся через 12 лет после первенца, Гриши, был очень желанным. В заботе о малыше два первых месяца пролетели незаметно. Никита на радость маме и папе развивался, как все малыши его возраста. Только вот для Наташи, как оказалось позже, эта ноша была не по плечу. Хотя внешне малыш выглядел здоровым, матери в прямом смысле приходилось его не спускать с рук: сыну часто нездоровилось. И на отдых у женщины времени не оставалось. А когда ее муж Юрий уезжал на работу в Минск, возникала еще одна проблема. Наташа боялась ночей. Их дом находится прямо у дороги. Нередко по ночам подвыпившие молодые люди стучали в окна. Из-за этого женщина лишалась сна.
Но больше ее волновало здоровье малыша.
Трудные шаги
Сейчас сложно сказать, почему: из-за высоких ли нагрузок, не выявленной ли ранее сердечной патологии или стрессов, но у молодой женщины развилось тяжелое заболевание — дилатационная кардиомиопатия. При такой болезни нарушается сокращение сердечной мышцы. Сердце из-за невозможности ритмично прокачивать кровь растягивается, по сути, превращаясь в шар. Это затрудняет дыхание, появляются отеки и развивается всепоглощающая слабость. Она такая, что больным из-за тяжелой одышки трудно сделать несколько шагов, даже причесаться. И именно такое состояние подкосило Наталью.
В один из дней, когда дышать стало очень трудно, “скорая” доставила ее в реанимацию Клецкой районной больницы. Вскоре туда же госпитализировали и маленького Никиту.
— Возвращаюсь из Минска домой и сразу — к ребенку, — вспоминает Юрий. — Врачи сообщают, что сын плохо кушает. Я вначале подумал, что это из-за того, что его оторвали от матери. Сам накормил малыша. Доктора говорят: если мальчик столько съел, значит, у него нет никаких проблем со здоровьем. Но затем у сына открылась сильная рвота. Поскольку это не было отравлением, мне сразу предложили везти Никиту в Минск, в детскую областную больницу.
Но тут выясняется, что в столицу отправляют не только ребенка, но и его маму — целую неделю врачи поддерживали Наташино сердце, чтобы женщина смогла доехать до областной больницы в Боровлянах.
...Никиту сразу забрали в реанимацию. Врачи быстро разобрались, что с ним — непроходимость желудка. Мальчику срочно была нужна операция.
Позже выяснилось, что патология у ребенка еще более тяжелая, чем предполагали доктора. Вместо обычных в таких случаях 40 минут малыша оперировали 3 долгих часа, рассказывает Юрий.
Почему за счастье нужно бороться?
Оставив сына, он поехал в больницу к жене, чтобы узнать, что с ней, как ее собираются лечить. Но доктор буднично заметил, что лечение обычное, Наташа проведет в больнице 9 дней, а затем ее отправят домой.
Юрий возмутился: как же так, ведь заведующая кардиоотделением назначила жене консультацию профессора, а затем еще одну — в РНПЦ “Кардиология”?! При этом состояние жены совсем не изменилось. Она по-прежнему слабая и сильно задыхается. Муж напомнил, что еще недавно Наташу даже боялись перевозить, а теперь просто так выпишут?!
— Я не привык сдаваться. Пошел к главврачу, — горячится, рассказывая, Юрий. — За мной — лечащий врач. Но руководителя больницы не оказалось на месте. Я — к начмеду. И закрутилось! Наталью проконсультировали сразу два профессора, посоветовали побывать на приеме у Игоря Николаевича Стакана в кардиологическом центре. Ему я очень благодарен.
Специалист, осмотрев жену Юрия, сказал, что ей пока не нужно оперативное вмешательство.
Муж забрал Наташу из областной больницы с целым списком лекарств, которые ей нужно было принимать каждый день.
— И тут я снова сталкиваюсь с проблемой, — делится Юрий. — Вроде лекарства жене как инвалиду второй группы выписали, они ей жизненно необходимы, но в Клецке говорят, что их нет. Из целого списка выдали всего один препарат...
Остальные лекарства Юрий покупал за свои деньги в Минске.
Только вот Наташе они помогали слабо. С каждым днем ей было все труднее дышать. Ноги и живот сильно отекли, она задыхалась и почти все время проводила в постели.
Страшный диагноз
Снова семья Радкевич едет в РНПЦ “Кардиология”. Наталья провела около часа в кабинете специалиста. Вышла оттуда вся в слезах. Сказала, что единственное ее спасение — пересадка сердца.
А в это время врач, осматривавшая жену Юрия, проходила по коридору  и сообщала собеседнику по телефону, что пациентка отказывается от пересадки сердца.
— Как отказывается?! — едва не закричал Юрий.
Доктор прервала разговор и объяснила, что в кабинете его жена приняла это решение.
Юрий держал на руках Никиту и только обронил:
— Ты можешь не считаться с моим мнением, но хотя бы о детях подумай...
Наташа колебалась мгновенье, а потом согласилась.
Она провела на обследовании в РНПЦ месяц, а потом еще 10 дней в Минской областной больнице. Домой вернулась изменившаяся, повеселевшая. Исчезли отеки — настолько эффективным было лечение! Но радость оказалась недолгой.
Отсутствие нужных препаратов ухудшило состояние женщины. 11 февраля она пошла к родственнице, чтобы измерить давление — в доме у них нет тонометра. Тогда и раздался звонок из Минска. Женщину попросили приехать в кардиологический центр.
Юрий в это время лечился в дневном стационаре поликлиники — “сорвал” спину, занимаясь ремонтом автомобиля. Наташа позвонила ему и разрыдалась в трубку: нужно ехать в столицу, наверное, на операцию...
Со слезами молодая женщина попрощалась с детьми, а потом села в машину. Всю дорогу до Минска ей было плохо, пришлось даже останавливаться.
Когда приехали в РНПЦ “Кардиология”, Наталья снова прошла массу обследований. Ведь даже непролеченный зуб может свести на нет все усилия трансплантологов. А этого допустить было нельзя.
Юрий вернулся домой, к детям.
Ожидание
В половине первого ночи 12 февраля Наташа позвонила мужу и сказала, что ее везут на операцию.
Теперь Юрий даже не помнит, как пережил ту ночь, но глаз он не смыкал еще три ночи подряд, так сильно волновался за любимую жену.
13 февраля утром он позвонил дежурному врачу, чтобы узнать, как Наташа. Оказалось, что этот доктор присутствовал на трансплантации сердца.
— Врач мне сказал: собираюсь идти к вашей жене пить утренний кофе. Я тогда даже своим ушам не поверил, представить не мог, что это возможно, — признался Юрий.
Уже через 10 минут Наташа звонила домой:
— Не волнуйся, у меня все хорошо...
От этих слов Юрий готов был разрыдаться. Когда мы беседовали с ним, снова  позвонила жена и звонким голосом попросила привезти ей телевизор. Муж сообщил, что им наконец разрешили встречу, правда, общаться пока будут только через стекло. Скоро увидимся, сказал он Наташе...
Что дальше?
— Если все будет хорошо, жена проведет 15 дней в реанимации, потом ее переведут в другое отделение, где она останется еще на столько же дней, а потом, даст Бог, ее выпишут домой, — счастливо улыбается Юрий. — Наташа уже встает, занимается с медсестрой специальными упражнениями лечебной физкультуры.
Но настоящая жизнь для этой женщины начнется в стенах ее дома. А здесь проблем немало. Сейчас Юрий вместо нее в декретном отпуске, воспитывает 7-месячного сына. С того самого момента, как жене дали вторую группу инвалидности.
После обращения  за помощью Минский облисполком выделил семье Радкевич 400 тысяч рублей, Клецкий райисполком — около 700 тысяч. Эти деньги разошлись быстро.
Сейчас отец и сыновья живут на пособие Натальи, инвалида второй группы, — это 184 тысячи рублей в месяц, и пособие на Никиту — 179 тысяч. Не нужно быть бухгалтером, чтобы подсчитать — единовременная помощь практически вся ушла на поездки в Минск, оплату бензина, лекарства не только для жены, но и для малыша. А Никите необходимы еще питание, памперсы (они в Клецке стоят по 51 тысяче рублей за упаковку!). Юрий попытался сэкономить на памперсах, но у ребенка воспалилась кожа и появились опрелости. Теперь приходится спасать Никиту от этой неприятности.
Нужно кормить еще и Гришу. Да и сам Юрий не одним воздухом сыт.
При этом оплачивать коммунальные счета, покупать дрова. Кстати, часть выделенных средств ушла именно на оплату дров, поскольку в доме печное отопление. Но сегодня Юрий говорит, что тех дров осталось всего на дней 5—6.
— Я пошел в отдел соцобеспечения райисполкома и попросил помочь, поскольку денег на топливо у меня нет, — говорит отец двух детей. — Сообщили, что у них тоже нет средств. Но в райисполкоме обещали решить эту проблему. Теперь жду. Если бы я мог работать, никогда не поднимал бы эти вопросы. Но сейчас я в жизненном тупике: ребенка оставить не с кем, деньги приходится одалживать, а ведь их придется отдавать, — сетует мужчина.
Понятно, что, вернувшись домой, Наташа не сразу станет помощницей мужу и детям, потому что в ее жизни поначалу будет много ограничений. И Юрию снова придется сидеть в “декретном”. Надежды на помощь бабушек тоже никакой. Мама Наташи перенесла инсульт с тяжелыми для здоровья последствиями, мама же Юрия сама уже  нуждается в помощи, по возрасту.
Поэтому у отца семейства пока один помощник — Гриша. Но ведь мальчику нужно учиться, и пропускать занятия в школе из-за того, что необходимо сидеть с младшим братом, не дело.
Анализируя эту ситуацию, невольно задумываешься о том, что в стране назрела необходимость принятия документа, который регламентировал бы оказание помощи людям, перенесшим трансплантацию органа. Не ради же освоения новой технологии все это делалось, правда? Для спасения жизни человека в первую очередь.
А жизнь многолика. И не всегда она улыбается нам. Разве будет спокойна Наташа, глядя на то, как ее муж борется с обстоятельствами, но так и не может свести концы с концами.
Чтобы как-то помочь людям, попавшим в непростую ситуацию, “НГ” публикует адрес семьи Радкевич. Читатели “Народной газеты” не раз выручали друг друга. Давайте и в этот раз поддержим детей женщины, которая первой в нашей стране перенесла уникальную операцию на сердце. Ведь сейчас не только она, но и вся ее семья нуждается в поддержке.

Как помочь семье Радкевич?
Для всех, кто хочет поддержать эту семью, сообщаем адрес Юрия Анатольевича Радкевича:
Минская область, г. Клецк, ул. Ленина, 31—1.
Телефон (8 033) 668-30-71 (МТС).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter