В ожидании ренессанса. Главная цель белорусской дипломатии – создание пояса добрососедства

В белорусской столице состоялся очередной Минский форум, посвященный взаимоотношениям Беларуси с Евросоюзом. Маститые политики, бизнесмены, дипломаты, эксперты из двадцати стран обсуждали перспективы развития белорусско-европейского диалога в сфере политики, экономики и бизнеса через призму участия Беларуси в программе «Восточное партнерство». Авторитетная международная конференция проходила уже в двенадцатый раз. Но, пожалуй, никогда прежде представители западных организаций не были настроены так конструктивно.

«Перефразируя известную фразу о том, что плохой мир лучше доброй ссоры, я сказал бы, что самое «плохое» общение Евросоюза с Беларусью намного продуктивнее, чем любая изоляция и отказ от контактов», – отметил докладчик по Беларуси в Европарламенте Юстас Палецкис. Он сообщил, что сейчас готовится выступить с первым в истории Европарламента страновым докладом по Беларуси. По его словам, обсуждение будет не из легких. Депутаты Европарламента имеют полярные позиции в отношениях перспектив диалога с Беларусью. Одни высказываются за продолжение жесткой политики до тех пор, пока официальный Минск не выполнит все требования ЕС. Другие, наоборот, поддерживают большую открытость для контактов. А третьи (в особенности это касается депутатов от южных стран – членов ЕС) вообще плохо предcтавляют, что такое Беларусь и что с ней делать.
– Европейцы постепенно становятся на платформу прагматичного сотрудничества, – говорит директор Центра международных исследований БГУ Владимир Улахович. –  «Восточное партнерство» – это именно тот формат, при котором прагматика играет ведущую роль. Она включает в себя совершенствование государственного управления, инфраструктурную перестройку, развитие торгово-экономических связей, совместных проектов в сфере энергетики, гуманитарных, человеческих контактов. Ясно, что в каждом из этих направлений заложены какие-то элементы сближения.
– После того как Совет ЕС решил снять санкции с Узбекистана, несмотря на события в Андижане, кажется немыслимым сохранять подобные санкции в отношении Беларуси, – считает учредитель и исполнительный директор форума, профессор из Германии Райнер Линднер. – Нужно снять все экономические ограничения, вернуть ее в систему преференций, так как, будучи исключенной из нее, страна теряет многие миллионы евро товарооборота.
Любопытно, что при общем отрицательном внешнеторговом балансе Беларуси торговое сальдо с Евросоюзом уже несколько лет положительное. На долю ЕС приходится без малого половина белорусского экспорта. И хотя в 2009 году темпы роста товарооборота несколько снизились, в последние месяцы наблюдается их увеличение в сравнении с началом года. Западные экономисты и эксперты не раз подчеркивали, что экономика Беларуси лучше справляется с последствиями мирового кризиса, чем экономики многих соседних стран. И хотя инвестиционная стратегия пока еще не имеет того успеха, как хотелось бы, однако европейские, в частности германские, компании уделяют все больше внимания белорусскому направлению.
Конечно, было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этими позитивными тенденциями. Активизация белорусской дипломатии в диалоге с Евросоюзом – это не изменение внешнеполитического курса страны, а стремление сбалансировать внешнеполитические контакты Беларуси. «Мы работаем над развитием полноценных контактов со всеми партнерами, сокращаем ту дистанцию в отношениях с Западом, которую Россия уже давно прошла», – пояснил начальник главного управления Европы белорусского МИД Алексей Скрипко.
Однако это не означает, что в стремлении получить преимущества, вытекающие из более тесной интеграции с ЕС, Беларусь будет жертвовать своими национальными интересами. На недавнем совещании по вопросам развития отношений с ЕС Президент Беларуси Александр Лукашенко еще раз подчеркнул эту мысль. «Недопустимо, чтобы участие Беларуси в общеевропейских процессах перечеркнуло все выгоды от интеграции с Россией и другими государствами СНГ. Надо четко осознавать, что Беларусь в системе европейских отношений не является просителем с протянутой рукой и  не собирается дружить с Евросоюзом против интересов других государств, и наоборот», – заявил белорусский лидер.
Сегодня ясно одно: взаимный диалог должен напоминать дорогу с двусторонним движением. Ведь его участники в равной мере полезны друг для друга. Европейцам Беларусь интересна как надежный и проверенный временем партнер в области обеспечения региональной стабильности, борьбы со всеми видами трансграничной преступности и нелегальной миграцией, в сфере транзита энергоносителей и трансъевропейских грузов.
Для Беларуси участие в «Восточном партнерстве» сулит расширенный доступ на европейский рынок, возможность формирования зоны свободной торговли, расширение сотрудничества с финансовыми институтами, формирование единого энергетического рынка, либерализацию визового режима.
Но для того чтобы все эти возможности стали реальностью, одних деклараций недостаточно. К сожалению, говорить о полном взаимопонимании пока рано.  До сих пор отсутствует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза с Беларусью, говорит представитель МИД Алексей Скрипко. От этого страдают торгово-экономические отношения, интересы таможенных служб, научно-техническое, инновационное, образовательное, инвестиционное сотрудничество и другие формы взаимоотношений. Столь же болезненной является проблема дискриминации белорусских граждан в получении шенгенских виз. Белорусы единственные в Восточной Европе платят за визу 60 евро. С одной стороны, европейцы вроде бы понимают нелогичность ситуации, с другой – Совет ЕС и Еврокомиссия по-прежнему пробуксовывают в принятии решения, ссылаясь на ожидание формальных процедур, которые позволят возобновить полноценные политические переговоры.
Алексей Скрипко подчеркнул несправедливость такой применяемой Евросоюзом к Беларуси меры, как квотирование импорта определенных видов товаров, в частности текстильной и легкой промышленности.
Еще одним ущемлением интересов являются фактически запретительные пошлины на высокотехнологичные белорусские товары и продукцию сельского хозяйства. К примеру, на отдельные виды продукции белорусского машиностроения (в том числе тягачи, трактора и другие) пошлина составляет более 30 процентов от стоимости товара, на масло – 82 процента, на говядину – 90 процентов.
Как справедливо отметил глава Администрации Президента Владимир Макей, нельзя одновременно протягивать одну руку для политического диалога, а другой чинить препятствия в развитии торгово-экономических связей и контактов между людьми.
Форум завершен, но конструктивный диалог между Беларусью и Евросоюзом только начинается. Теперь для этого есть удобная форма – программа «Восточное партнерство» и, хочется надеяться, добрая воля сторон. Если обратить ее в конкретные дела, тогда сегодняшние белорусско-европейские отношения действительно можно будет назвать красивым словом «ренессанс».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter