В ожидании последнего звонка

Почему из агрогородка собрались уезжать молодые семьи?Трудно себе представить современный агрогородок без школы (если не в самом агрогородке, то хотя бы в пределах разумной досягаемости). Чтобы ребенок мог спокойно добраться до дома, а родители в ранних зимних сумерках не метались в тревожном ожидании. Идеальный вариант – когда школа находится в самом населенном пункте: это, считайте, одно из главных условий того, что молодежь не уедет. Но иногда обстоятельства вынуждают реально задуматься о закрытии школы в агрогородке. Парадокс, который совсем не на пользу возрождения села, согласитесь.

Жители агрогородка Леонишено Верхнедвинского района обеспокоены проблемой закрытия базовой школы

“Леонишено как центр сельхозпредприятия согласно государственной программе “Возрождение и развитие села” с 2006 года обустраивается в агрогородок, — пишут в коллективном письме в “НГ” жители поселка. — Здесь построены и заселены 42 новых дома, новый магазин и кафе-бар, сельский дом культуры с двумя большими залами и кабинетами для проведения кружков и занятий музыкальной школы. В здании социально-культурного центра размещаются ФАП, сельская библиотека, пункт бытового обслуживания, отделение связи. Придание деревне статуса агрогородка затронуло практически все сферы жизни, не коснулось только сферы образования на селе. Здание школы, построенное в 50-х годах, осталось без обновления и ремонта. Сегодня в школе обучается 55 учеников. Подсчеты показывают, что до 2014 года в нашей школе будет обучаться 48—53 ребенка. Если школу закроют, их придется возить за пятнадцать километров в соседнюю Дерновичскую базовую школу, это негативно отразится на учебно-воспитательном процессе и здоровье учащихся.
Не случайно многие семьи задумались о перемене места жительства. Население деревни резко сократится, притока новых семей не будет. Люди задают вопрос: так для кого и зачем строили дома, социальный комплекс, если условия жизни приемлемы только для пенсионеров? Закрытие Леонишенской школы повлечет исчезновение с карты Верхнедвинского района и самого населенного пункта”.
Новый дом — это еще не все
Леонишено и соседняя деревня Юзефово срослись в один населенный пункт, в котором живет 419 человек. По региональным меркам село, да нет, — агрогородок, — не маленький. Просторные улицы, новые светлые дома, большой клуб, кафе. Природа вокруг замечательная. Казалось бы, все условия: живи, работай, радуйся...
А семья заведующей фермой Светланы Нарубиной уже упаковала чемоданы. Хотя и новый дом получили, но Светлана с мужем подали заявление на увольнение.
— Основная причина нашего отъезда — это небезосновательные слухи о закрытии школы, — говорит она. — У нас двое мальчишек, младшему пять лет, и за 15 километров в первый класс я его не отправлю. Муж по профессии сварщик, найдем работу хоть в Верхнедвинске.
— Каждый хочет, чтобы ребенок был рядом, — рассуждает другой заботливый родитель, Александр Куделич, главный инженер местного хозяйства. — У меня сын — второклассник, дочь — в детском саду. Если кто из детей заболеет, за пятнадцать километров быстро не приедешь.
Александр рассказывает, что недавно на общем собрании вопрос о школе был поднят снова и представитель райисполкома заметил, что содержать малые школы в бюджете денег нет.
У повара Галины Ивановны Маценко внук Максимка первоклассник, мальчик серьезно болен, но смышленый, старательный.
— Он не поднимется в автобус из-за своего физического недостатка, — плачет Галина Ивановна. — И там, в другой школе, среди чужих детей мальчик не сможет учиться... А здесь его все знают, никто не обижает, и мое сердце спокойно.
— Нет, я своих школьников никуда отдавать не хочу, кроме как в родную Леонишенскую, —  вступает в разговор Ирина Друтько. — Здесь мои дочери и музыке учатся, старшая на цимбалах играет. Если школу закроют, мы уедем в Россию, в соседний Себеж...
У Любови Леонидовны Лабецкой двое сыновей уже окончили школу, а вот дочь и приемный сынишка еще учатся. Взрослые сыновья хотят жить и работать здесь, на малой родине. Но все упирается в школу. Не будет ее, поедут трудоустраиваться в другие места. Их понять можно — каждый ищет где лучше.
— Три года назад мы получили благоустроенный дом, мой муж — механизатор, — рассказывает Наталья Улинович. — Жильем довольны, хозяйство завели. Но теперь ощущение — как у разбитого корыта остались. Детей за пятнадцать километров я не отправлю, дорога в Дерновичи очень опасная, одни повороты, было много аварий. Без сомнения, перевод в другую школу скажется и на успеваемости, и на здоровье детей.
Дорогу осилит идущий?
Школа в Леонишено расположена на стыке двух деревень, есть свой стадион и сад. Летом утопает в цветах (по благоустройству территории школа — одна из лучших в районе), зимой лыжня проходит прямо вокруг здания и спускается с горочки в сад.
Удивительно, но факт: в этой школе учащиеся болеют реже, чем в других школах. Показатель наличия школьников с первой группой здоровья выше среднего по району — 68 процентов. Объяснение этому я нашла сразу, как только зашла в школу. Запах дерева и печки на дровах, повсюду цветущие растения — здоровый дух и здоровая атмосфера. Здесь все доброжелательны друг к другу и готовы прийти на помощь. Судьба школы волнует родителей и учащихся, но не меньше и самих учителей. Учителя — тоже родители, только им проявлять слабинку не положено, ведь они личным примером подают главный урок юному поколению — дорогу осилит идущий, сильные духом всегда побеждают, а трудности только закаляют.
Никто о возможном закрытии школы тут старается не говорить. Маленький коллектив — их, учителей и учеников, всего человек семьдесят (одна классная параллель городской школы) — живет с надеждой на лучшее. Здесь, как было всегда в деревне, — центр жизни, улыбчивой, юной, открытой. После уроков можно задержаться в компьютерном классе, чтобы “полистать” электронный учебник. Сельским ребятам не надо напоминать принести на переменке поленьев для печи. Быть самостоятельными здесь младшие учатся у старших. Даже не хочется думать, что этого центра может не стать...
Если не они, то кто?
Боится думать об этом и руководство местного хозяйства. Леонишено находится вдали от крупных транспортных развязок и магистральных дорог, до райцентра три десятка километров, так что привлечь сюда людей красотой удивительной природы довольно трудно. Земли бедные. А сельхозпредприятие процветает. Надои молока растут из года в год. Только в прошлом году в хозяйстве надоили 5835 тонн молока, удой от коровы составил 5168 килограммов. На животноводческом комплексе установлено современное оборудование, компьютеры. Поголовье собираются увеличивать, как и производство зерна.
— Вся надежда на местных, тех, кто здесь родился, учится, — говорит заместитель директора сельхозпредприятия Михаил Бароха. — У нас и так дефицит кадров, а если не будет школы, станет еще хуже.
По данным управления образования Витебского облисполкома, в Витебской области из 619 школ 134 средние школы имеют менее 100 учащихся, в 81 базовой школе численность учащихся менее 40, 26 начальных школ, где учится до 10 ребят. За последние три года пришлось закрыть около 80 школ, в первую очередь по причине малочисленности учащихся... Можно даже не сомневаться, что каждое из этих восьмидесяти закрытий сопровождалось протестами и недовольством со стороны родителей школьников. Не надо быть ясновидящим, чтобы предположить — многие из них задумались о смене места жительства. С большой вероятностью можно предугадать, что деревни, в которых школы закрылись, начнут постепенно угасать. Получается замкнутый круг: школы закрываются, потому что ухудшается демографическая ситуация, но закрытие практически ставит крест на надежде эту ситуацию в отдельно взятом населенном пункте улучшить. А их, отдельно взятых, только в Витебской области за три последних года появилось около восьмидесяти.
Каков же выход? В конкретном случае с Леонишено власти приняли в итоге правильное, хотя, может быть, и трудное, невыгодное в материальном плане решение: попытаться школу сохранить.
— Леонишенская школа не будет закрыта до тех пор, пока есть ученики, а их в ближайшее время будет полсотни, — говорит начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок. — Сберечь школу для сельской глубинки — значит, мудро позаботиться о будущем своего края. Да, сравнительный анализ числа учащихся в школах по годам пока показывает печальную динамику. Но уже наметилась положительная тенденция: в селах, где раньше закрывали детские сады, начали открывать их снова. Детишки появились, а с ними появилась и перспектива. Значит, жизнь продолжается. Положительно и то, что каждая третья школа на селе Поозерья — школа-сад.
Впрочем, это я опрометчиво написала, что решение сохранить школу — невыгодное. Жители Леонишено, с которыми довелось общаться, все как один говорили, что очень любят свою родину и не хотят отсюда уезжать. А значит, их дети, которые учатся в маленьком деревянном здании с печным отоплением, тоже здесь останутся. И построят для своих детей, которых будет уже не пятьдесят, а сто пятьдесят, новую школу — светлую и просторную. И вот тогда мы сможем сказать уверенно: программа возрождения села дала свои плоды.

Светлана ДЕДИНКИНА,  НГ”

E-mail: svetadedinkina@mail.ru
Тел. 80212-21-89-00

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter