Как помочь ребенку заговорить

В ожидании первого слова

Частая картина в последнее время: ребенку 2—3 года, а он почти не говорит! Произносит первые слоги слов или же мычит, в основном общаясь жестами. Естественно, это не может не волновать родителей. После первых шагов и зубок все с нетерпением ждут и первых слов от малышей, надеясь, что их лексикон с каждым днем будет пополняться, но никак не словом-двумя за несколько месяцев. А тут еще бабушки подливают масла в огонь: мол, раньше дети начинали болтать чуть ли не в год-полтора.



Ищите причины


Причин того, почему современные дети начинают так поздно говорить, достаточно много. И у каждого ребенка они свои, объясняет логопед-дефектолог и директор Центра развития “Логопед ПЛЮС” Вера Манько:

— Не последнюю роль в задержке речевого развития играют наследственность, стрессы матери во время беременности, ведение нездорового образа жизни, осложнения во время родов, неблагоприятные экологические проявления. Эти факторы влияют на развитие центральной нервной системы, а в дальнейшем — на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать “молчуна” невропатологу, а также проконсультироваться у опытного логопеда.

Немаловажную роль в развитии речи играет и отношение окружающих, считает Вера Борисовна. Если мама малыша все время молчит, то и он замыкается. Или другая крайность — мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых в семье слишком опекают: пальчиком показал — получил желаемое. Мотивация к речи здесь полностью отсутствует — зачем утруждаться, если папа с мамой и так все понимают?

Следует учесть, что нежелание ребенка говорить часто зависит не столько от состояния его здоровья, сколько от темперамента. Как правило, дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появится желание “высказаться”. Поэтому, прежде чем паниковать и стремглав бежать к логопедам, мамам стоит просто лучше присмотреться к своему малышу.

Не подменяйте себя гаджетами


Еще одна веская причина задержки речевого развития — малыши чаще слышат телевизор, чем родителей, и больше общаются с гаджетами, чем с людьми. Мамы и папы зачастую не понимают, что самое ценное из того, что они могут дать ребенку, — это их время. Напротив, стремясь освободить побольше времени для себя, они подсовывают малышу всевозможные электронные устройства, чтобы отвлечь его и чем-то занять.

— Очень важным в развитии речи ребенка является его контакт с матерью, — уверяет логопед-дефектолог. — Чем больше мама знакомит ребенка с окружающими предметами, озвучивает, как они называются, просит показать где что находится, читает ребенку, рассматривает совместно с ним картинки, тем активнее у него накапливается пассивный словарь. Ребенок считывает мимику, интонации. Очень способствует речевому развитию ребенка (если у него нет серьезных патологий) посещение детского коллектива. В процессе игры, когда начинается борьба за ту или иную игрушку, детям ничего не остается, кроме как заговорить.

Не пускайте проблему на самотек


Помочь ребенку быстрее заговорить можно, развивая его мелкую моторику. Ни для кого не секрет, насколько тесно связано развитие мозга с развитием пальцев рук. Недаром еще в роддоме мамам часто советуют массировать пальчики своих крох с первых дней жизни.

— Чтобы самостоятельно развивать мелкую моторику ребенка, не нужно бежать в магазин и покупать дорогие пособия. Прекрасно подойдет и обычный “бросовый” материал, собранный с ребенком на улице, — камешки, шишки и так далее, — советует Вера Манько. — Немного фантазии — и у вас получится не только веселая, но и полезная игра.

Иногда мама и есть лучший логопед для своего малыша. Однако пускать на самотек торможение речи у ребенка и надеяться, что вот, мол, разовьем ручки, почитаем книжки — и ребенок сам заговорит, тоже не стоит, предупреждает Вера Борисовна. Если у мамы возникает хоть малейшая тревога относительно развития речи у ребенка, лучше обратиться к логопеду, который исходя из опыта скажет, что “все у вас в порядке”, или посоветует, к каким специалистам обратиться, подберет наиболее эффективные занятия исходя из индивидуальных особенностей малыша.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ


Зачастую родители слишком долго кормят малыша протертой пищей, вследствие чего наблюдается слабость мышечного тонуса артикуляционного аппарата. У детей нарушается процесс жевания и глотания. Как результат — нарушение звукопроизношения. Поэтому в обязательном порядке нужно предлагать ребенку с момента появления первых зубов более плотную и твердую пищу.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ

В каких случаях необходима консультация детского логопеда

  • 7—8 месяцев — ребенок не поворачивает голову в ответ на простые вопросы вроде “Где мама?”, не реагирует на свое имя;

  • от 1 года — малыш все еще не произносит 8—10 слов типа “кис-кис”, “ням”;

  • 2 года — ребенок не разговаривает, общение со взрослыми сводится к жестам и мычанию;

  • 2,5 года — отсутствует элементарная фразовая речь, малыш не может объединить 2—3 слова (“папа би” — папа уехал, “дай пи” — дай пить); ребенок не может выполнить двухсложные просьбы типа “Возьми куклу и дай бабушке”;

  • 3 года — до трех лет ребенок молчал, а затем вдруг стал активно говорить; простые ритмы типа “тук-тук, тук-тук” не воспроизводит правильно; не может выполнить простые движения: высунуть язычок, удержать губки в улыбке в течение 5 секунд; не способен выполнить усложненные поручения вроде “Сходи на кухню и возьми там булочку”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter