ЖК «Лазурит».
Что имеем?
Торговые центры, заводские корпуса, жилые дома, коммунальные объекты, сельскохозяйственные постройки. Закладывая фундамент, застройщики зримо представляли, какой экономический и социальный эффект принесет новая недвижимость. Но где-то вмешались обстоятельства, где-то собственники объективно не рассчитали свои финансовые возможности — в итоге воздвигнутые коробки где с крышами, а где и без, с зияющими дырами вместо окон и дверей можно увидеть в любом регионе. На начало года в стране насчитывалось 4465 объектов незавершенного сверхнормативного строительства. Около 70 процентов попали в черный список более пяти лет назад, причем каждый пятый — свыше 20 лет назад. И это не только зарытые в землю деньги — ни много ни мало 8,6 миллиона рублей, но и уродующие внешний вид наших городов и сел пейзажи.Жителям Заводского района столицы должен быть известен объект по улице Инженерной — «Минская станция аэрации. 3-я очередь, Шабаны (блок доочистки)».
Строительство началось еще в 1988 году и замерло на готовности в 54 процента. Незаконсервированное производственное здание к настоящему времени находится в запустении, его основные конструктивные элементы частично пришли в негодность, технологическое оборудование разукомплектовано. Отсутствует необходимая инженерно-транспортная инфраструктура. Попытки продать пока не увенчались успехом, хотя было проведено девять аукционов.
Еще один пример — объект «Реконструкция здания гаражей на 161 машино-место с пристройкой паркинга и административно-торговых помещений по ул. Янковского, 35» во Фрунзенском районе Минска, возведение которого начато в 2013 году. При нормативном сроке 23,5 месяца объект построен наполовину (готовность — 49 процентов). Строительные работы на нем замерли несколько лет назад. Территория в запустении, средств для достройки у антикризисного управляющего нет. Сейчас предпринимаются меры по его консервации, чтобы появилась возможность реализовать недострой с аукциона.
Динамика — позитивная
Понятно, что со всем этим «богатством» нужно что-то делать. Недострои при грамотном подходе вполне могут сослужить добрую службу экономике и людям. После анализа ситуации Комитетом госконтроля была определена концепция организации дальнейшей работы по наведению порядка в этой сфере.В результате во всех регионах страны и в Минске проведена сплошная инвентаризация объектов сверхнормативного строительства с целью определения их дальнейшей судьбы. Среди вариантов — завершение строительства, консервация, списание, снос, продажа.Кроме того, в ноябре — декабре по инициативе КГК прошли внеплановые заседания облисполкомов с целью оценить эффективность мер по сокращению количества недостроев. Был проведен детальный анализ проблем в этой сфере.
Активная работа по сокращению долгостроев уже дала свои плоды, отметил начальник управления контроля государственной собственности Комитета госконтроля Николай Зеньчик:
— По состоянию на 1 октября количество долгостроев уменьшилось на 18 процентов — до 3670 объектов. А если не учитывать строительство новых объектов — 767 за этот год, то сокращение еще больше — минус 28 процентов.Особенно позитивной выглядит динамика в Минске, где количество недостроев за три квартала снизилось на 32 процента.
К примеру, вот-вот будет введен в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус БГУ на улице Долгобродской, строящийся с 1988 года. До конца года завершится строительство жилого комплекса «Лазурит» на пересечении проспекта Победителей и улицы Нарочанской. В 2015-м этот объект был передан третьему заказчику — УКС Мингорисполкома, который и порадует новосельями минчан.
— Вопрос сверхнормативного жилищного строительства — одна из проблем, волнующих граждан, — говорит председатель комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Ирина Бондарева. — По каждому жилому дому приняты решения, определены объекты финансирования. Строительство всех объектов будет завершено и обеспечен их ввод в эксплуатацию.
Как ускорить процесс
По мнению Николая Зеньчика, для дальнейшего сокращения количества долгостроев необходимо решить вопрос по их упрощенному вводу в эксплуатацию:— На сегодня практически половина их эксплуатируется без этой административной процедуры. Необходим и упрощенный порядок списания объектов, в отношении которых принято такое решение. Это сократит затраты собственников и ускорит процесс. Кроме того, нужно предоставить право исполкомам на изменение целевого назначения земельных участков по тем долгостроям, судьба которых может положительно решиться через перепрофилирование и завершение строительства, а также через продажу. Соответствующие предложения Комитет госконтроля недавно направил в Совет Министров.
khlystun@sb.by