Беседа с режиссером-документалистом Надеждой Горкуновой

В ожидании дерзости

Беседа с режиссером-документалистом Надеждой Горкуновой

О чем ни заговоришь с режиссером-документалистом Надеждой Горкуновой, всегда закончишь одним и тем же - заботой относительно будущего белорусского документального кино.


Мы начинаем разговор с Signora russa (в переводе "Синьора из России") - последнего фильма Горкуновой, рассказывающего о судьбе Милы Ануфриевой, нашей землячки, открывшей первый в России мультибрэндовый бутик одежды... Но уже спустя пять минут разговор переходит от гламурного Милана к родному Минску, от начала 90-х годов к делам дней сегодняшних. Спустя 30 лет работы в качестве режиссера авторского документального кино Горкунова признается: за годы творческой жизни произошло много важных событий, но в искусстве главной темой для нее по-прежнему остается "история одного человека".


"Человеческая судьба намного интереснее любого, даже самого захватывающего романа. Самое важное для создания действительно проникновенного документального кино - влюбленность в своего героя, понимание того, что в каждом без исключения человеке есть своя суть, неповторимая индивидуальность", - убеждена Надежда Геннадьевна.


- На днях вы давали закрытый показ "Синьоры из России" в Музее истории белорусского кино. Кино смотрели критики, журналисты, ваши коллеги, близкие друзья и поклонники творчества. Но при этом вы как-то подзабыли о простом зрителе.


- Фильм предназначен в первую очередь для показа на зарубежных фестивалях. Мы уже отправили его на 8 европейских и американских форумов. Кроме того, после того показа я получила приглашения еще на несколько закрытых просмотров. Фильм, как видите, уже живет активной жизнью. О нем говорят, его обсуждают. 14 ноября состоится премьера в Милане. Что касается белорусского зрителя, то я уверена, что рано или поздно лента получит свой телеэфир.


- А как насчет кинопроката и демонстрации фильма на широких экранах?


- Мы, конечно, предложим его столичным кинотеатрам. Документальные ленты - это киноискусство, которое будет интересно широкому зрителю, если ему дадут возможность с ним познакомиться, сделают такую же масштабную рекламу, как и игровым фильмам.


- То есть, по сути дела, фестивальный канал сегодня - едва ли не единственный способ дистрибьюции документальных картин?


- Да. И знаете, у белорусской документалистики на международных фестивалях есть свое лицо, хотя я и не разделяю кино по национальному и половому признаку. Зарубежный зритель нас смотрит и любит. И я всем сердцем болею за то, чтобы мы не были в рядах отстающих. В отличие от многих белорусы еще не утратили искренности к предмету и по-прежнему смотрят через объектив на мир широко открытыми глазами.


- Вот вы говорите, что наше документальное кино любят и знают во всем мире. Так почему же на родине в Беларуси оно существует отдельно от зрителя?


- Нет стабильного проката - раз. Отсутствует грамотная правильная реклама - два. Вы же понимаете, что на блюдечке с голубой каемочкой тебе никто ничего не принесет. Если есть состоятельная идея, режиссер должен сам найти возможность ее реализации, не нужно бояться искать инвесторов.


- Соперничество между документалистами "Беларусьфильма" и Белтелерадиокомпании по-прежнему ощущается?


- К сожалению, не так давно Белтелерадиокомпания закрыла творческое объединение "Телекино", назвав это дело "оптимизацией творческого процесса". А ведь наша творческая группа ставила перед собой важнейшую задачу - возрождение лучших традиций "Телефильма" в современной интерпретации. "Телекино" успешно осуществляло сложную функцию популяризации документального кино. В отличие от "Беларусьфильма" наше преимущество в том, что мы имеем свою "кнопку". Но эта так называемая борьба за эфир смешна и условна, места в нем, я уверена, хватит всем, главное, чтобы в профессии оставались профессионалы, преданные своему делу.


- Надежда Геннадьевна, белорусское документальное кино - какое оно?


- Я жду от молодых режиссеров откровения, дерзости, незашоренных взглядов. Вот мы с вами сейчас сидим, а я уже новые сюжеты для фильмов обдумываю. Этому нужно учиться, ежедневно тренировать свой мозг, видеть необычное в обычном. К сожалению, институт режиссуры и редактуры сегодня вымылся. Очень малое количество людей понимает, в чем на самом деле заключаются особенности и обязанности представителей этих профессий. А я хочу видеть материал, от которого бы спать потом не смогла три ночи. "Хочу! Не могу молчать, не могу не сделать". Именно такие истории я хочу видеть, такими рассказами я хочу жить. И такая новая потрясающая история у меня уже есть...


Справка "СБ"


Надежда Горкунова - режиссер авторского документального кино, член Союза кинематографистов Беларуси, лауреат и дипломант национальных и международных кинофестивалей и кинофорумов.


В 1984 г. окончила Белорусский государственный театрально-художественный институт (сегодня академия искусств), факультет "Режиссура телевидения". С 1984 г. работает в Белтелерадиокомпании. Автор и режиссер документальных фильмов, телевизионных спектаклей, режиссер-постановщик концертов и торжественных мероприятий.

 

Советская Белоруссия №192 (24329). Пятница, 11 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter