В отсутствие вина из одуванчиков

Служенье муз не терпит суеты.
Служенье муз не терпит суеты...

Попробуй избежать суеты в наш "ускоренный" век, когда и материальная пища - "фаст-фуд", "перекус", и духовная - тоже "фаст"... Книги карманного формата и "карманного" же, мизерного, содержания - читанул в метро и забыл... Где место вдохновению и созерцанию? Как-то Бродский высказался о том, что, если уж выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря... Но известно и о том, как провинция "съедает" таланты.

Еще недавно наш литературный самородок вырывался из родной деревни в столицу, получал от Литфонда стандартную квартиру (были когда-то блаженные времена!), и остаток своей писательской жизни виновато ностальгировал по малой родине в проникновенных стихах. Михась Стрельцов изобрел даже термин в отношении литературного поколения шестидесятников - "сено на асфальте"... И это прошло. Появилось поколение пиитов, для которых город - натуральная среда обитания и их самих, и их разнообразных муз. Но проблема провинции осталась. Когда-то Дунин-Марцинкевич натерпелся от обвинений в провинциализме. Не потому, что жил в какой-то глуши, а потому, что писал на языке народа, который соседи хотели сделать вечным провинциалом. И ныне многим нашим соотечественникам кажется, что их культурный центр в Голливуде, в Москве, в Париже... Только не здесь, поскольку ничего значительного и просто интересного рядом рождаться не может.

Не нужно думать, что только мы заражены этим убогим провинциальным мышлением, - весь мир пытается бороться с глобализацией, за культурное и языковое разнообразие мира... Помните, у Брэдбери в "Вине из одуванчиков" есть примечательный эпизод. Лужайку у дома косят все родственники по очереди. Это обременительно... Интеллектуальный сосед предлагает подарок - семена травы, которая вырастает определенной - "нужной" - длины. Причем все другие растения заглушит, убьет. Глава семьи, мудрый дедушка, с гневом отказывается от подарка. Да, ровный газон, который не надо стричь, - это удобно. Но не будет разноцветья, вина из одуванчиков, возможности сравнивать, узнавать, удивляться. Красота - в разнообразии. А центр - он там, где ты живешь. Там, где есть талант и энтузиазм. Кант ни разу не уезжал из родного Кенигсберга, современного Калининграда. И вся интеллектуальная Европа ехала к нему. Философ сам по себе был столицей культурной жизни.

Белорусская литература тоже не сосредоточена в Минске. Есть ее центр и на Белосточчине соседней Польши, где живут белорусы, выходит газета "Нива", действует вот уже полвека литературное объединение "Белавежа", издаются книги и альманахи. В Новополоцке образовано ТВЛ - "Таварыства вольных лiтаратара›". Премия ТВЛ за лучшую книгу года - "Глiняны Велес" - предмет ежегодных дискуссий в литераторских кругах. Последний "Велес" достался Петру Васюченко за книгу "Жылi-былi паны Кублiцкi ды Заблоцкi". Кстати, руководитель ТВЛ Алесь Аркуш отстаивает теорию "регионального развития литературы" - только в провинциальных оазисах культуры может она, культура, спастись. А в столице медленно, но верно мутирует и гибнет. Еще один такой "оазис" - Молодечно, где вот уже который год выходит альманах "Куфэрак Вiленшчыны", подготовленный на таком уровне, что и некоторым столичным изданиям - догонять... Главный редактор альманаха (на общественных началах) Михась Козловский по основной своей профессии - методист библиотеки, недавно возглавил еще и местное литературное объединение... И таких примеров я могу приводить множество. Кто хочет делать - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины.

Наверное, не все знают, что и Союз белорусских писателей имеет свои областные отделения. Есть таковое и в Гомеле, который мне недавно довелось наведать. Город этот в истории отечественной литературы не случайный. В 20-х годах прошлого века тут имелся филиал легендарного "Молодняка" под предводительством П.Труса. Жили в Гомеле многие знаменитости - народный писатель Иван Шамякин, Иван Серков, автор книги "Мы - хлопцы жывучыя", поэт Николай Сурначев, погибший на войне, поэт Анатолий Гречаников, возглавлявший журнал "Маладосць"... Энциклопедия, которую я не поленилась полистать, свидетельствовала также о наличии в Гомеле литобъединения "Магистраль" имени Анатолия Гречаникова, а также альманахов, литературных фестивалей и т.д. Да что говорить - сколько талантов из моего литературного поколения окончило Гомельский университет: Анатоль Сыс, Анатоль Козлов, Ольга Куртанич, Эдуард Акулин, Лариса Романова... Никто из них в городе на Соже ныне не живет.

Когда-то я читала воспоминания Даниила Гранина о том, как делегация советских писателей впервые навестила союз писателей Австралии. Это были 60-е года прошлого века, политическая "оттепель"... Делегаты в обалдении от красот зарубежья и привыкшие к тому, что у них на родине Союз писателей - организация могущественная и богатая, ожидали от коллег невообразимой роскоши... Оказалось, что австралийский литераторский союз умещается в комнатушке, в которой и кенгуру тесно. А вся документация - большой конторский журнал, куда записывают членские взносы.

Примерно то же ожидала увидеть в Гомеле и я. Но оказалось, что у тамошних писателей помещения нет вообще. Впрочем, это по нынешним временам неудивительно. Финансы... Да и актив писательский - не сказать чтобы многочисленный - мало кто из талантов оседает на "малой родине". Даже если это - второй по величине город страны. Возглавляет гомельское отделение драматург Василий Ткачев, его заместитель - писатель Анатолий Баровский. На Гомельщине творит поэт Виктор Ярац, прославившийся составлением списка сотни лучших белорусских писателей века, скромно поставив сотым номером себя; Таиса Мельченко, Михась Даниленко, Сергей Сыс (не путать с Анатолем Сысом), в Светлогорске - супружеская пара поэтов Софья Шах и Изяслав Котляров... В общем-то, как я поняла из бесед, старшее поколение - каждый творит сам по себе и особо не "тусуется". На Замковой горе, в централизованной библиотеке имени Герцена, проводятся встречи, презентации... Но опять же проблема - нынче книжку может издать каждый, кто заплатит типографии деньги. А на полках магазинов и библиотек они стоят рядом, профессионалы и графоманы, причем последних намного больше. При областном писательском отделении даже создали товарищество "Гронка", которое на общественных началах помогает редактировать книги силами местных "литпрофи". Были когда-то литературные передачи на областном телевидении, исчезнувшие в унисон с аналогичными передачами на республиканском. Но вообще, слышала я жалобы на отсутствие "штуршка ад цэнтру", то есть из столицы. Впрочем, не все привязаны к пресловутому "штуршку". В университете - своя "тусовка" и своя культурная жизнь. Молодежь и в Гомеле молодежь. Талантливая, дерзкая, надеющаяся (неужели на переезд в столицу?). Книги известных литературоведов Ольги Шинкаренко и Ивана Штейнера читаемы по всей стране. Попадал мне в руки любопытный учебник по истории белорусской риторики, "красамо›ства", созданный тут, в Гомельском университете. Если бы еще была возможность для ученых съездить хотя бы в Вильнюс, поискать документы в архивах! Ах, финансы...

Хорошо жить в провинции у моря... А в провинции на Соже?

Дворец Румянцевых - Паскевичей - вовсе не провинциал... Недавно там открылась новая экспозиция. Предметы интерьера, оружие, часы... Столько часов - в основном каминных - не видела нигде. Один из хозяев дворца, русский дворянин Николай Румянцев, после войны с Наполеоном жил здесь и... был центром российской науки! Собирал древние рукописи, организовывал вокруг себя ученых - Румянцевский кружок (действовавший, правда, не в Гомеле) известен во всем мире. Благодаря Румянцеву стали известны многие материалы по белорусской истории, а местные таланты, например филолог Иван Григорович, получили образование...

Праздник славянской письменности и печати в этом году пройдет в Турове. Но вначале все приедут в Гомель - на праздник города. В издательстве "Мастацкая лiтаратура" выйдет книга "Тура›шчына лiтаратурная", составленная Анатолем Баровским. От Кирилла Туровского до сегодняшней молодежи земля эта говорит поэзией и хранит родное слово.

"I за Гомлем людзi е" - слышала я бытующую в этих краях поговорку.

Тот, кто любит свою культуру, никогда не будет провинциалом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter