Выстраивать стратегию развития необходимо исходя из тотального дефицита кадров в ближайшие десятилетия

В отсутствие рабочих рук

Безработица осталась в прошлом. Почти навсегда. По крайней мере, в своем структурном варианте, когда всем рабочих мест не хватает. Трек ближайших десятилетий совершенно противоположный. Эра дешевого и избыточного труда заканчивается. Окончательно и бесповоротно. И не только в отдельных странах и регионах, но в целом в мире. Пока еще есть положительная демографическая динамика в Африке и некоторых государствах Азии. Но эти регионы далеко от Беларуси, чтобы нашим компаниям в значительной степени рассчитывать на возможность использования их рабочих рук. Поэтому хочешь не хочешь, а нашей экономике придется подстраиваться под новые реалии и дефицит персонала, его высокую стоимость. Причем проблема-то касается не только промышленности, а всех секторов. Рано или поздно им придется оптимизировать свои бизнес-процессы не только за счет модернизации, но и новых принципов организации труда.


Традиционно весь груз ответственности по производительности труда у нас перекладывают на промышленность и сельское хозяйство. Наверное, по той причине, что значительная часть экспертов является выходцами из сферы услуг либо так или иначе тесно связана с сервисным бизнесом. Впрочем, не будем лукавить: в индустриальном и аграрном сегментах еще остается много резервов для экстенсивного роста и внедрения новых технологий. Использование промышленных роботов в Беларуси не поставлено на широкую ногу. Повсеместно электронные системы и принципы точного земледелия не захватили аграрные предприятия, хотя модернизация проводится. И СПК с заводскими цехами уже далеко не те, как выглядели 20 и даже десять лет назад, уже не говоря про более ранние периоды. Избыточность рабочей силы в этих сегментах экономики является мифом, который плавно перекочевал в нашу действительность из ­1990-х и начала 2000-х. С тех пор количество сотрудников на многих предприятиях значительно снизилось при сопоставимых объемах производства. Могут ли тем же похвастаться другие сферы экономики? 

Например, торговля. Возможно, в какие-то не очень благоприятные моменты число сотрудников несколько и сокращается. Но в целом оно за последние два десятилетия очень даже выросло. Да, расширился ассортимент, увеличилось количество торговых площадей и различных форматов ретейла. На всех кассах работают банковские терминалы. Можно расплатиться карточкой, смартфоном, умными часами… Впрочем, тут сложно сказать, чья это заслуга: ретейла или банковского сектора, а также государства, которое своим настойчивым и безапелляционным административным давлением заставило отказываться от безальтернативности оплаты наличными. Чему, кстати, некоторое время назад весьма даже сопротивлялось торговое сообщество. 

В остальном принципиально сфера многих услуг не особенно и претерпела изменения. Да, появляются кассы самообслуживания. Но явление пока фрагментарное. Вроде бы развивается интернет-торговля. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что принципиально эта форма ретейла не снижает число кадров. Это ярко продемонстрировал ковид, когда многие магазины не испытывали набега покупателей, но резко вырос спрос на доставку. В результате продавцы переместились в разряд комплектовщиков и курьеров. Допустим, что беспилотный транспорт и другие автоматизированные средства доставки пока ограничены в применении, в том числе нормативно-правовой базой. Тем не менее автоматизированных складов, которые бы раскладывали товары по корзинкам заказчиков, пока не появилось. Все собирают по старинке, вручную. 

А насколько изменились парикмахерские? Или рестораны? Возможно, привередничаю, но во многих заведениях не то что о роботизации не слышали, собственно говоря, даже рабочие процессы выстроены весьма своеобразно с точки зрения эффективности.


Не редкостью являются объявления на дверях магазинов, кафе и других сервисных заведений: требуются, требуются, требуются… Продавцы, повара, кассиры и так далее. Профессии, несомненно, нужные и полезные. Однако по сегодняшним временам их уже не назовешь ни перспективными, ни высококвалифицированными. Правда, и золотых гор этим работникам тоже никто особенно не обещает. Как правило, зарплата недотягивает до средней. Все же, учитывая минимальный уровень квалификации, худо-бедно вакансии удается заполнять. Да, конкуренция за сотрудников растет. Но так или иначе у сервисных компаний всегда есть миллион вариантов, как повышенные издержки включить либо в розничную цену, либо каким-нибудь образом переложить на поставщиков. 
В долгосрочной перспективе современная структура рынка труда, как мне кажется, несет в себе достаточно много рисков, включая социальные. Несмотря на все заботы и чаяния государства о социальной справедливости, все-таки постепенно будет происходить расслоение по уровню жизни между представителями профессий высокой квалификации и, так сказать, ручного труда. И эта разница будет совершенно справедливой.
Хотя таковой и не станет восприниматься теми, у кого уровень дохода будет значительно ниже. А квалификация, особенно приличного уровня, за месяц-другой каких-нибудь курсов начинающего программиста не появляется. Словом, модернизация и оптимизация с прицелом на повышение производительности труда должна происходить повсеместно. Другой вопрос, как к этому подвигнуть некоторые сегменты? Не исключаю, что необходимо стимулировать не только конкуренцией за трудовые ресурсы, но и повышением минимальной оплаты труда. Если зарплата будет двигаться вверх, то придется всем подумать об эффективности. И бизнес-процессы соответствующим образом налаживать. И стратегию выстраивать исходя из дорогой рабочей силы. И замещать труд капиталом. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter