Источник: Знамя юности
Знамя юности

«В большом городе ты как будто живешь чужой жизнью». Семья художников переехала из Минска в Вилейку и не пожалела

В отпечатке кленового листа

«Это из дерева?» – спрашивают покупатели, глядя на ряды гладких коричневых чашек, тарелок и блюд. «Если бы мне платили за каждый подобный вопрос, я бы уже был миллионером», – шутит художник-керамист Владимир Моторов. Семь лет назад он вместе с супругой, талантливой акварелисткой Верой Ковзанович переехали жить в Вилейку и ни разу об этом не пожалели. Сын Степа растет на свежем воздухе, от дома до мастерской – три шага, в буквальном смысле. Но самое главное – у них есть время на творчество, о чем в Минске порой можно было только мечтать.

В начале декабря Веру, талантливую акварелистку, приняли в Союз художников

Зарплата есть, а радости нет

Владимир и Вера – однокурсники. Окончили Белорусский государственный университет культуры и искусств, получили специальность «художник декоративно-прикладного искусства, мастер-преподаватель». Отработав распределение, попытались обосноваться в Минске. И вроде бы все складывалось неплохо: Вера устроилась в крупную компанию графическим дизайнером, Володя продолжал заниматься керамикой, арендовав с приятелями подвал. Но радости не было, вспоминает художница:

– Ты весь день на работе, писать акварели не можешь – нет времени. И только линзы в очках с каждым годом становятся все толще из-за бесчисленного количества часов, проведенных за компьютером. Да, в Минске можно ходить по выставкам, однако есть ощущение, что живешь чужой жизнью: смотришь, как рисуют другие, но не рисуешь сам. Мы с Володей еще со студенчества мечтали о собственной мастерской. Не представляете, как надоедает подстилать клеенку каждый раз, когда сажусь за акварель, чтобы случайно не вымазать пол в съемной квартире.
Вера Ковзанович и Владимир Моторов переехали на ПМЖ в Вилейку семь лет назад

Вера родилась в Вилейке, ходила в школу и отрабатывала распределение – учила, как обращаться с глиной, посетителей Вилейского районного дома ремесел. В этом же городе, по улице Пионерской, пустовал бабушкин дом, а вернее – половина: во второй жил сосед. Но семь лет назад он продал свою долю, и ребята расценили это как знак – надо переезжать.

Штукатурить учились по YouTube

Денег на ремонт не было – все ушло на покупку. А он был необходим, так как соседская половина дома пережила пожар, и несколько лет там собирались те, кого протокольным языком называют «асоциальными элементами». В результате молодые художники по видеоурокам на YouTube научились сами штукатурить, укладывать плитку, работать с гипсокартоном, перечисляет Владимир:

– Знакомые строители даже не поверили, что мы делали ремонт первый раз в жизни.

Но прежде чем превратить бабушкин дом в конфетку, супруги «сбыли» мечту: возвели во дворе двухэтажную мастерскую. На втором этаже, который отделяют от первого девять кованых ступенек, – Верино царство: огромный рабочий стол, на который наконец-то можно не стелить клеенку, кисти, краски, готовые и незаконченные акварели. А первый этаж (с гончарным кругом и печью, способной разогреваться до 900 градусов) – территория, где хозяйничает Владимир и иногда пятилетний Степан.

Образ жизни, который ведет семья, отнюдь не богемный. На самом деле мало кто из художников может позволить себе рассуждать, мол, сегодня на меня снизошло вдохновение, поэтому пойду поработаю. Супруги проводят в мастерской каждый будний день, а часто еще и выходные. Владимир рассуждает:

– Когда понимаешь, что отвечаешь за свои доходы сам и в конце месяца зарплату тебе никто не выдаст, это очень дисциплинирует.

В Минск – на мастер-класс, в Вилейку – на пленэр

Последние годы Вера целиком посвятила себя акварелям. Ее картины побеждают на международных выставках и фестивалях, а 12 самых удачных работ (по одной на каждый месяц года) супруги объединили в календарь, экземпляры которого разлетелись по разным странам.

В начале декабря Веру приняли в Союз художников. Акварелистка верит, что новый статус расширит ее горизонты:

– Теперь смогу участвовать в закрытых выставках и сдавать работы на реализацию в галереи.

В качестве дополнительного заработка Вера проводит мастер-классы по акварели, в основном, конечно, в Минске – больше спрос. А в Вилейку приглашает знакомых на пленэры. В прошлом году они с Володей провели арт-уикенд: вместе с другими художниками рисовали вилейские водоемы.

Заработок у акварелистов нестабилен. Даже если ты сегодня продал работу, не стоит обольщаться, потому что завтра можешь не продать ничего. В этом плане керамика – дело более выигрышное: красивые блюда, чашки и кувшины нужны всегда.

Чтобы не остаться с пустым кошельком, супруги планируют работу на полгода вперед:

– Мы выучили расписание всех крупных выставок и фестивалей, знаем, на какие из них есть смысл ехать, а на какие нет.

Порой заказы находятся сами: к примеру, недавно Владимир сделал большую партию посуды для известного минского ресторана белорусской кухни.

– Жаль только, что посуда бьется не так часто, как бы нам хотелось, – шутит Володя.
От глины до кувшина – путь в несколько недель


Технологию не обманешь

Все эти годы Владимир Моторов оформлен как ремесленник, но его изделия – не ремесло, а искусство. Керамист не скрывает, что в работе он педант:

– Я всегда рисую эскизы будущей посуды, подолгу ищу форму, а не «как вый­дет, так и будет хорошо». Если то, что получилось, мне не понравилось, запросто могу размочить и переделать.

От глины до чашки – путь в несколько недель. Сначала на гончарном круге делается основа, спустя полсуток к ней приклеивается ручка. Затем наступает время лощения: специальным стеком Владимир полирует глиняную поверхность до зеркального блеска. На очереди – декор. Фирменный узор Моторова – отпечатки кленовых и дубовых листьев. Мастер охотно делится секретами:

– Я просто приклеиваю их к посуде. Во время обжига листья сгорают, оставляя след.

Завершающие этапы – обжиг в печи и молочение. Каждую чашку, тарелку, жбан керамист окунает в молоко, это и придает изделиям неповторимый «деревянный» оттенок:

– Порой заказчики недоумевают, почему, к примеру, нельзя сделать партию кружек за несколько дней? Но ведь технологию не обманешь: если поставить в печь изделие, которое не досохло естественным образом, впоследствии оно может треснуть или отвалится ручка.

Если заказ большой, подключается и Вера: как раз сейчас супруги изготавливают партию посуды для крупной рождественской ярмарки. А потом сразу же начнут готовиться к следующей, и в уютной двухэтажной мастерской снова будет гореть свет до позднего вечера.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter