«В основном, вылавливаем из воды пьяных. И не всегда – живых...»

ПОЧТИ полдня понадобилось водолазам Смолевичской спасательной станции, чтобы найти двоих утонувших в водоемах под Марьиной Горкой и Шацком. Позавчера их тела подняли на берег и передали сотрудникам правоохранительных органов для экспертного заключения. Такие новости в последние дни — словно сводки с фронта. Я напросился в рейд с сотрудниками ОСВОДа Минщины, чтобы посмотреть, все ли организовано на водоемах региона для «правильного» купания и в чем же причины несоблюдения людьми правил поведения на воде.

Корреспондент «БН» дежурил в ОСВОДе на пляжах Минской области и узнал, почему тонут люди

ПОЧТИ полдня понадобилось водолазам Смолевичской спасательной станции, чтобы найти двоих утонувших в водоемах под Марьиной Горкой и Шацком. Позавчера их тела подняли на берег и передали сотрудникам правоохранительных органов для экспертного заключения. Такие новости в последние дни — словно сводки с фронта. Я напросился в рейд с сотрудниками ОСВОДа Минщины, чтобы посмотреть, все ли организовано на водоемах региона для «правильного» купания и в чем же причины несоблюдения людьми правил поведения на воде.

Дочке – за цветочком

На спасательном посту жодинского пляжа спасатели дежурят постоянно. У них нет скоростного катера. Водохранилище глубокое, но небольшое по площади. И поймать заплывшего за буйки — пятиминутное дело на лодке.

Матрос-спасатель Жодинской городской организации ОСВОД Николай Мостовский следит в бинокль с берега. Невооруженным глазом видно, как молодой человек вдали «разогнался» брасом, пересек разрешенную для плавания зону. Вместе с Николаем Николаевичем прыгаем в спасательную лодку.

Отчаливаем. Обходим буйки, настигаем пловца.

— Вы слишком далеко заплыли, здесь глубоко и опасно! Сотрудники правоохранительных органов встретят вас на берегу. Садитесь в лодку, — призвал нарушителя Николай Николаевич.

— А мне на берег не нужно, у меня здесь свои дела. Обратно не поплыву, — парень явно был нетрезв. — Я дочке — за цветочком!

И в самом деле — прямо в центре водоема соцветие кувшинок. Так хотелось мужчине сорвать одну из них для любимой дочери, что несколько сот метров по воде до растений не показались ему опасным расстоянием.

— У меня разряд по плаванию, между прочим, — продолжал он, еле ворочая языком. — И вообще, не указывайте, как плыть — на лодке или самостоятельно. В лодку не сяду!

Так он, под нашим бдительным надзором, доплыл до кувшинок, сорвал желтый цветок и развернулся к берегу. Впрочем, держался на воде свободно. Но, с учетом состояния пловца, мы с Николаем Николаевичем сопроводили того до берега.

Наряд милиции уже поджидал отчаянного смельчака на пляже. Люди в погонах не стали составлять протокол, но жестко предупредили: «Еще раз свой трюк повторишь — получишь штраф».

— А между тем, за нарушение правил купания он мог бы получить до трех базовых, — проясняет ситуацию председатель Минского областного совета ОСВОД Сергей Павлюкевич. — Спасатели не наказывают нарушителя, они могут лишь предупредить трагедию. Но милиция за таких пловцов сегодня «взялась» основательно.

Так, по решению Жодинского горисполкома на пляже постоянно дежурит наряд. С утра и до позднего вечера. Как результат — любителей распить спиртное у водоема все меньше.

— Факт бесспорный — самое большое количество утонувших были в алкогольном чаду! За последние шесть дней на Минщине утонули 15 человек, из них восемь пришли купаться нетрезвыми, — приводит печальную статистику Сергей Сергеевич. — Но не только в жару приходится вылавливать из воды пьяных. Работа у нас есть и зимой, и весной, и осенью. Например, в январе из четырех утонувших — трое нетрезвые, в марте из пяти — тоже.

Эти люди неработающие. Образ жизни у них типичен. С утра «отдыхают» на диване. В обед идут к соседу, одалживают денег. Хорошенько «поддав», в жару охлаждаются на водоемах. Ну а разыскивают принявшего на грудь уже водолазы.

С утопленником — один на один

— В прошлые выходные доставали со дна двоих. В Заславле — мужчину, в Дзержинске — женщину, — рассказывает мне начальник маневренно-поисковой группы водолаз первого класса Дмитрий Яковлев. — Оба были нетрезвыми, купались в запрещенных местах. Когда стали тонуть, рядом никого не оказалось…

Для водолаза доставать людей со дна — не только физическая, но и психологическая нагрузка. Пролежав несколько дней под водой, труп разлагается. Так что одно дело встречать нарушителя на берегу, и совсем другое — видеть его останки. Водолаз должен перебороть стресс и выполнить свою работу.

Дмитрий в ОСВОДе 17 лет.

— Первые дни, когда только начинал работать, было не по себе, — рассказывает он. — Меня предупреждали, что нелегко будет, что не все выдерживают. Особенно, когда видят под водой бледное, а зачастую и почерневшее тело. Пару таких случаев — и пишут заявление с просьбой освободить от должности. Но я научился себя правильно на работу настраивать, не думать о плохом. Привык...

Когда спасатель находит тело на дне, он подает тройной знак дублирующему водолазу. И тот уже вытаскивает труп на берег. Как признается Дмитрий, под водой отчетливо слышно, как плачут родственники утопленника, стоящие на берегу. Если бы картину происходящего и бездыханное тело видели те, кто балуется алкоголем на пляжах, они наверняка призадумались бы, стоит ли им «охлаждаться» на водоемах.

Вне зоны доступа

Под водой на Минщине — 95 тысяч гектаров площадей. Это водохранилища, реки, озера, канавы. Каждый год районные исполкомы принимают решение, на каких из них можно купаться. В 2012-м определено 134 разрешенных места. На многих работают спасательные посты и станции.

Кстати, лучше всего купаться не просто в установленных местах, а там, где рядом спасательные посты. Тогда стопроцентная безопасность гарантирована. Как показывает многолетняя практика, на пляжах, где есть дежурство ОСВОДа, не произошло ни одного несчастного случая.

В Смолевичах, например, на местном водохранилище спасатели дежурят круглые сутки.

— Самый большой наплыв на озере — в пятницу и выходные дни, — рассказывает начальник спасательной станции г. Смолевичи Вадим Новик. — Городской пляж расширили, но, несмотря на это, в жаркие дни летом тесно. В пиковые дни больше двух тысяч отдыхает. И почти каждый идет в воду охладиться. За этот жаркий сезон уже около пяти неудачливых «пловцов» спасли. Помогли быстроходные катера. Их скорость — до 60 километров в час.

И если с пляжами, где есть спасательные посты и станции, опасений никаких, то пловцы вне зоны доступа. И это проблема для ОСВОДовцев. Как показывает статистика, купающиеся в неустановленных местах гибнут чаще всего.

Например, по всему побережью реки Птичь не всюду можно плавать, не везде дежурят спасатели. Но люди заходят в воду. Начинают тонуть, а помощи ждать неоткуда. Происходит трагедия. Одиноких вода принимает быстро, а тех, кто принял на грудь, быстрее вдвойне. И уносит далеко по крутому течению. Скоростные катера не догонят.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter