Журналист на день переквалифицировалась в дворника

В оранжевой шкуре

Почему в детстве пугают фразой: «Не будешь учиться — пойдешь улицы мести»

Мой первый рабочий день с утра не задался: дождь зарядил — в ЖЭУ опоздала. «Таких не берут в космонавты?» — пытаюсь шутить, понимая, что еще не успела проявить себя с лучшей стороны, а уже накосячила. «Возьмем, — директор жилищно-эксплуатационного управления № 13 Денис Даньков настроен лояльно. — Рабочие руки всегда нужны. В штате 25 дворников, включая косцов, а надо в идеале 30. Опять же, есть текучка кадров. Непрестижная профессия: зарплата скромная, а работы много, причем грязной». Получив указание от мастера по благоустройству Оксаны Павловой, какую территорию мне от этой грязи избавлять, шагаю в заданном направлении. А в голову почему-то приходит фраза, которой меня пугали в детстве: «Не будешь учиться — пойдешь улицы мести».

Инвентарь — под подпись

Сопровождать меня на улицу Ямницкую вызвалась «коллега» Людмила Шпылькова. У нее я с ходу попыталась отнять метлу. «О, мой рабочий инструмент!» — тяну руки к новенькому инвентарю. Оказалось, выдан он Люде под подпись: «Не переживайте, на месте получите все, что надо: жилет, перчатки, веник, грабли».

По ходу выясняется: инвентарь порой исчезает в неизвестном направлении — то кто-то взломает замок в подсобном помещении, где он хранится, то вызвавшиеся помочь на субботнике с собой унесут.

А вообще, помогать дворникам народ не спешит. Зато подкинуть им работу готовы многие: швыряют мимо мусорки окурки, фантики и бутылки, плюют на землю шелухой семечек, выбрасывают мусорные пакеты у подъезда, складируют у баков старую мебель и технику. 
Однажды какой-то уникум перестилал полы в квартире, старые доски умудрился запихнуть в мусоропровод, который ради этого вскрыл — спускные желоба в многоэтажках заварены. Дворникам пришлось изрядно потрудиться, чтобы извлечь хлам.


— Слова благодарности от людей мы слышим редко. А жалобы — регулярно, — не обижается, а констатирует факт Шпылькова. — Причем по поводу и без. Например, с утра подмела двор, а через час ветер снова набросал на дорожки березовые сережки. Жильцы недовольны, звонят в ЖЭУ. Приходится ежедневно отправлять мастеру фотоотчеты о проделанной работе. 

Людмила в профессии 14 лет. До этого была оператором сновального оборудования на «Моготексе». Работу сменила по семейным обстоятельствам. Не жалеет: «Да, она непростая, но на нашем участке «летунов» нет, команда сплоченная, дружная, сами увидите».

Грести, полоть, мести

На участке меня встречают родные сестры — Наталья Власова и Светлана Юрченко. Наталья — за главную. Бригадиром в ЖЭУ стала, перебравшись в Могилев из деревни:

— До этого была завскладом на ферме, дояркой. Теперь ежедневно на свежем воздухе «физкультурю». Наш фронт работ сегодня: убрать мусор, скошенную траву, загрузить в трактор спиленные ветки деревьев. Что вам больше по душе?


Решаю начать с уборки газонов. Избавив их от мусора, «причесав» граблями, отправляюсь собирать разбросанную по двору пластиковую тару.

— Вы из экологии, что ли? — проходившая мимо пенсионерка, несмотря на мою униформу, отказывается признавать во мне дворника. — К мусорным бакам подойдите, вокруг них тоже этого добра полно.
К бакам мы подходим с гружеными ведрами, предварительно опустошив урны у подъездов. Переворачивая очередную из них, едва успела отпрыгнуть в сторону — из нее потекла какая-то жижа. Дворники объясняют: «Люди нередко ставят туда недопитый кофе в стаканчиках или бутылки с остатками напитка, которые потом переворачиваются и заливают все внутри, приходится выгребать, мусорки отмывать».
Покончив с неприятным делом, берусь за метлу. Но оказывается, что нарушаю правильную последовательность действий: сперва надо удалить сорняки, пробившиеся из-под тротуарной плитки, а уж после — мести.

Уберешь — тебе за это платят

Пока сижу на корточках, замечаю рядом упитанного бульдожку. Поводок у хозяина в руках, но ни мешочка, ни совочка не наблюдается. «А как вы за ним убираете?» — интересуюсь, вжившись в роль дворника. Ответом прохожий меня не удостаивает. И это, как выясняется, лучший из вариантов. Худший — мог бы послать куда подальше. Самая же распространенная реакция на любое замечание: «Ты и уберешь, тебе за это деньги платят».

Деньги — это 500 — 550 рублей в месяц. Половину из них Власова тратит на ею же спасенных «хвостиков»:

— Сколько таких случаев: подходишь к баку, а там в завязанном на узел пакете что-то живое пищит и шевелится. Котят выхаживаем, пристраиваем в добрые руки. К себе забрать не могу — живу в общежитии. Но брошенок лечу, кормлю, убираю за ними. У нас их во дворе несколько, жильцы не против.

Вижу, что не против: кошки чувствуют себя вольготно. Одна красотка с ошейником вальяжно раскинулась на лавочке, другая марширует с гордо поднятым хвостом нам навстречу. «Это наша дочь полка, за широкую мордашку прозвали Шайбой», — хохочут девчата.


Подобные истории не всегда заканчиваются хеппи-эндом. В ЖЭУ мне поведали о противостоянии зоозащитников и тех, кто, завидев во дворе бродячую собаку, тут же звонит в службу отлова. Жильцы одного из домов настояли, чтобы на окнах подвалов установили решетки — дескать, слишком много расплодилось котов. Утром выяснилось, что кто-то их снял. Подобное повторялось не раз, пока работник ЖЭУ не выследил «злодея». Им оказалась 70‑летняя старушка-одуванчик, которая, чтобы спасти животных, разбивала решетки топором!

Чистые дворы и совесть

Власова и ее команда из восьми человек свою работу действительно любят: видно по уюту на их участке. А это, между прочим, 35 дворов! Сажать цветы на клумбах, убирать воду из подвалов в обязанности дворников не входит, но женщины делают это.

— Район у нас старый — есть дома 1900‑х годов постройки, а ливневой канализации нет. После сильных дождей вода затекает в подвалы, — уточняет Наталья. — Последний раз такое случилось, когда снег резко таять начал, аккурат после Нового года. До двух ночи ее помпой откачивала.


К слову, рабочий день у дворников заканчивается в четыре дня, а начинается в семь утра. Рабочая неделя — шестидневная. Но ничего, на трудности не сетуют. А идут в эту профессию, вопреки распространенному мнению, не только асоциальные личности или люди без образования. У некоторых дворников есть и высшее, у одной дамы — целых два! Как правило, это пенсионеры: силы еще есть, скучать в четырех стенах неохота, вот и метут улицы.

Сестра Натальи Светлана дворником стала, когда заболел ее сын. Хотелось уделять ему больше времени. К счастью, сейчас у парня все в порядке. У ее напарницы Алеси Шестаковой семеро детей, младшему всего три года. Многие с мамой на работе лет с полутора. Пока она прибирает, кто-то из жильцов коляску по двору катает.

— Дворники у нас замечательные, правильно, что решили о них написать, — одобряет вышедшая из подъезда Валентина Строева. — Благодаря им живем в чистоте. А еще они душевные, всегда придут на помощь.


Помогают девчата бескорыстно. Бабушка на улице упала — домой отвели, скорую вызвали, мужичок пьяный в сугробе уснул — разбудили, автолюбитель в снежной каше завяз — вытолкали. Если находят на улице кошельки или мобильники, относят в милицию. Копейки и металлические рубли — в соседний магазин, где есть копилки для пожертвований на храм, бездомных животных. 
Несколько лет назад, когда сносили сараи на улице Строителей, целый чемодан с деньгами обнаружили! Правда, их пришлось отправить в мусор — настолько заплесневели банкноты СССР.

— А в дождь, как сегодня, работаете или ждете, пока закончится? — включаю нытика в надежде, что мне позволят перевести дух где-нибудь в подъезде.


— Работаем, мусор сам себя не уберет. В ливень одной рукой за зонтики держимся, другой — за метлу. Или плащевики надеваем. Зависеть от капризов погоды не можем, иначе летом прятались бы от жары, зимой — от стужи.

Нелегко им приходится и весной, когда растаявший снег обнажает груды мусора, «собачьи мины». Осенью ежедневно приходится убирать опавшие листья. Так что мне еще повезло, дождь — меньшее из зол. Большее — люди, которые мусорят там, где живут. Это я уяснила, побывав в оранжевой «шкуре». И на правах дворника с самым маленьким в истории ЖЭУ № 13 стажем прошу: не добавляйте работы людям в ярких жилетах — ее у них и так хватает. Пусть будут чистыми и наши дворы, и наша совесть.

Нужные люди

Кто востребован на рынке труда?

Судя по открытым вакансиям, нужны как специалисты с высшим образованием — медики, инженеры, так и рабочие руки. Например, Могилев нуждается в водителях, грузчиках. А на дворников вообще подали заявки 13 организаций. Среди них — учреждения здравоохранения, образования, частные предприятия. Средняя зарплата колеблется от 450 до 650 рублей. Самую солидную обещают уборщику в спорткомплексе — от 1100 до 1400 рублей.

Золотой человек

Мусорщикам порой везет: один выиграл в лотерею, другой нашел носки с долларами

Мигрант, работающий на окраине Москвы, в прошлом году нашел в мусорном контейнере 1000 долларов и 80 тысяч российских рублей. Добро не присвоил, кинулся искать владельца. Не обнаружив его, отнес находку в милицию. А вот мусорщик Майкл Кэрролл (на снимке) стал в 19 лет победителем Британской национальной лотереи, в которой сорвал джекпот в размере почти 10 миллионов фунтов стерлингов. Их промотал на сомнительные развлечения, вечеринки, алкоголь. 



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter