В охоте за скидками

Продажи нижнего белья выросли более чем на 10% к прошлому году

Можно ли недорого обновить гардероб, пройдясь по магазинам с белорусской одеждой?

Ритейлеры уже давно подметили, что слова «скидки» и «распродажи» действуют на покупателя магическим образом: с объявлением очередной акции посетителей в магазинах заметно прибывает. Рынок одежды особенно восприимчив к дисконту: по некоторым оценкам, даже в лучшие времена, когда спрос был достаточно высок, около 40 % продаж производилось по сниженным ценам.

Белорусские потребители на протяжении последних месяцев ждут, что отечественный легпром вот-вот начнет расставаться с накопленными запасами и «сбрасывать» товар по привлекательным ценам. Их ожидания оправдываются лишь отчасти: круг участников дисконтных программ невелик, а уровень «уступчивости» редко выходит за пределы 10 %.

В концерне «Беллегпром» сообщили, что специалисты предприятий «постоянно посещают торговые организации республики, проводят совещания, организуют совместные рекламные акции, сезонные распродажи». Но в ведомстве не уточнили, какие именно предприятия проявляют на этом поприще наибольшую активность и в чем она выражается. Поход по магазинам в качестве потенциального покупателя дал не слишком много поводов для радости. Например, в торговом доме «На Немиге» продаются со скидкой мужские костюмы гомельского производителя, одежда и головные уборы из натурального меха, женские пальто и полупальто под торговой маркой известного минского предприятия. Размер дисконта – на уровне 10 %. Но даже это срабатывает, подтверждают продавцы. Например, во время акции мужские костюмы продавались с наибольшей по всему универмагу динамикой. Столичный ГУМ пошел по другому пути: здесь проходят своего рода региональные недели, во время которых скидки (от 10 до 20 %) распространяются на товары родом из конкретной области Беларуси.

А что же фирменная торговля концерна «Беллегпром»? В ведомстве утверждают, что развитию и расширению в республике сети фирменных и ведомственных магазинов и секций, равно как и повышению уровня торгового обслуживания в них, уделяется большое внимание. На 1 октября в Беларуси действовало 320 объектов товаропроводящей сети концерна. В одном из магазинов «АБВ» в центре столицы скидками и не пахнет… «У нас бывают сезонные распродажи одежды, но акции на летние коллекции уже закончились», — пояснила продавец. Может быть, производители сдерживают цены на новые поставки или даже снижают их? «Ну что вы, кто же сейчас снижает цены!.. Наоборот, они только растут… Поставщики все время ссылаются на кризис», — разуверила работница магазина. На сайтах, которые аккумулируют дисконтные предложения, белорусских производителей немного: в лучшем случае это каждое десятое объявление. О том, что на фоне скидок на импортную одежду (доходят и до 70 %) наши предложения не слишком конкурентоспособны, и говорить не приходится. Можно, конечно, возразить: уровень цен на белорусские юбки, брюки, блузы, платья ниже, а уровень рентабельности большинства предприятий не дает возможности проявлять излишнюю щедрость…

Однако отечественные модницы уже давно заметили, что пройтись по магазинам, продающим брендовую одежду из-за рубежа, во время акций порой гораздо безопаснее для кошелька. Да и есть шанс найти действительно модные вещицы, которые и «сядут» хорошо, и радовать будут долго. А в преддверии новогодних праздников отыскать нарядную вещь на вешалках с белорусской продукцией и вовсе непросто. Отечественная торговля уже не один год просит белорусский легпром шить больше праздничной одежды, но ее дефицит остается…

Сколько денег нужно потратить, чтобы обновить гардероб вещами «made in Belarus», не претендуя на что-то ультрамодное? Один из хитов потребительского спроса — нижний трикотаж. Цены вполне конкурентоспособные, а внешний вид создает приятное впечатление. Торговля в отделах с пижамами, домашними костюмами, майками и халатами идет бойко — тут и без скидок покупателю есть чему порадоваться. Со швейными изделиями, которых в магазинах огромное количество, ситуация не столь благополучная. Например, юбку классического покроя, без каких-либо модных деталей, дешевле, чем за 50—60 тыс. рублей, вряд ли купишь. Стоимость брюк или блузы с претензией на некую оригинальность и стиль начинается со 100 тыс. рублей. А попробуй еще найди эту самую неповторимую вещь в длинных рядах магазинных вешалок…

Предприятия легкой промышленности в этом году объемы выпуска продукции уже снизили: на 11,1 % в январе — сентябре к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом швейники продемонстрировали падение производства почти на 20 %. Но и потребитель сегодня не слишком активен. Кстати, бельевой трикотаж по итогам 9 месяцев оказался в лидерах по продажам — реализация этих товаров выросла более чем на 10 % к уровню прошлого года. В то же время верхний трикотаж «упал» на 1,4 %, чулочно-носочные изделия — на 1,8 %, швейные — на 7 %. Неужели население нуждалось в бельевом трикотаже больше, чем в другой одежде? Вряд ли. Думается, что за сухой статистикой просто скрывается правильная ассортиментная и ценовая политика предприятий, выпускающих именно эту группу товаров. Справедливости ради заметим, что в магазинах продажи нижнего трикотажа выросли почти на 20 %, а отечественные производители свою долю сохранили.

На складах предприятий концерна «Беллегпром», по официальным данным, лежало на 1 октября продукции на 427,3 млрд. рублей. Это 188,4 % к среднемесячному объему производства в фактических ценах. «Антискладская» кампания заставила многие предприятия умерить свою «запасливость» — начиная с июля более 80 % предприятий снижали объемы остатков готовой продукции. Создано более 40 оптовых магазинов-складов и представительств, которые, по оценкам специалистов концерна, должны максимально приблизить товар к торговым организациям. Удастся ли концерну «Беллегпром» к концу года основательно разгрузить склады? И что за продукция там сегодня пылится? Порой возникает ощущение, что некоторым отечественным швейникам просто стыдно представить на суд покупателя залежавшийся товар… Говорят, что создателям одного российского сериала, действие которого происходит в 80-х годах, удалось пополнить гардероб своих героев благодаря белорусскому легпрому. Постоянство, возможно, и признак мастерства, но мода — вещь капризная: художники, создавая новые коллекции, нередко обращаются к прошлому, но при этом творчески переосмысливают наследие. Возможно, пока еще невостребованная одежда тоже нуждается в некотором переосмыслении? Ведь по «вкусной» цене на любой товар может найтись свой покупатель…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter