В «ножках» ли правда?

«Белптицепром» ожидает реорганизация

Мясо птицы — продукт в некотором смысле стратегический. Ведь по цене куриные окорочка намного привлекательнее говядины. По данным Минсельхоз-прода, в республике на душу населения производится 15 килограммов мяса птицы. Впрочем, выяснилось, что сегодня именно птицепром чувствует себя не очень уверенно в отечественном аграрном секторе. Конечно, ситуация неплачевная, но время показало: предприятия, которые в свое время вышли из состава государственного объединения «Белптицепром», сумели быстро нарастить свои резервы и начать серьезный бизнес.  По остальным же грядущая реорганизация сельскохозяйственной отрасли может ударить весьма болезненно.

В объединение «Белптицепром» входят 37 птицефабрик, 2 комбикормовых предприятия, перопуховая фабрика. Однако достигшая уровня корпорации структура в последнее время получила немало нареканий со стороны Минсельхозпрода. Больше всего ведомство было разочаровано координационной работой объединения. Особенно на это  стали указывать ближе к концу 2008 года, когда в министерстве окончательно сформировалась стратегия собственной реорганизации. «Предприятия, которые в свое время вышли из «Белптицепрома», получили более высокую экономическую эффективность и результативность производства, — отметил на итоговой коллегии министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро. — В птицепроме на сегодняшний день остались предприятия, которые демонстрируют совсем невысокие результаты. Эта система себя изжила, перестала быть связующим звеном». В объединении сейчас нет смысла: у всех свои цыплята, свои комбикормовые производства, свои убойные цеха.

Впрочем, нагоняй получили не только птичники — реорганизация в следующем году коснется и других подобных объединений, входящих в структуру Минсельхоз-прода: «Белсемена» и «Белплемживобъединение». В настоящее время документы на реорганизацию уже находятся на согласовании в органах государственного управления. Предприятия, которые входят в состав этих структур, будут выведены из республиканской формы собственности и переданы в коммунальную.

Конечно, для птичников подобные перемены отнюдь не означают, что министерство оставит предприятия без технологического консультирования и поддержки. Но не исключено, что между производителями старой и новой формации может возникнуть жесткий экономический диссонанс.

Как отмечает заместитель генерального директора по финансам агрокомбината «Дзержинский» Александр Иванцов, уже сегодня издержки производителей мяса птицы в Беларуси далеко не равнозначны. Те предприятия, которые в свое время позаботились о расширении своего производства — организации собственных кормовых баз, цехов по производству комбикормов, наладили мощности по переработке, — сегодня оказались более подготовленными к конкурентной борьбе. Даже несмотря на то, что производство курятины считается самым рентабельным в сравнении с говядиной или свининой — одна курица, поглощая 2 килограмма корма, дает на выходе килограмм привеса, —  в себестоимости продукции именно пищевая составляющая занимает 80 %, а цена на корма растет. «Себестоимость одного килограмма мяса птицы, произведенного на мощностях агрокомбината «Дзержинский», сегодня составляет 3074 рубля, — рассказывает Александр Иванцов.— Мы в свое время напрасно обивали пороги Минсельхозпрода с просьбой разрешить нам продавать продукцию по собственным ценам. Аргумент был прост: мол,  вы обвалите рынок. Ведь большинство производителей птицы сегодня не способны отпускать в розницу мясо по цене ниже 5 тысяч белорусских рублей.  Жаль, что сограждане получают к своему столу не такой дешевый продукт, каким он мог бы быть».

Задел для экономии у птичников не такой уж и большой. На агрокомбинате «Дзержинский» считают: уменьшать издержки можно не только на кормах или на энергоресурсах. Некоторые отечественные производители уже почти полностью отказались от стимуляторов, гормонов роста, искусственных добавок, антибиотиков.

Есть и положительные моменты: отечественные птицеводы сегодня защищены от недобросовестного экспорта по демпинговым ценам гораздо надежнее, чем в соседних государствах. В свое время Беларусь ввела пошлину на ввоз дешевой курятины из-за рубежа, а вот Россия, напротив, открыла рынок для «ножек Буша». Заграничный продукт, конечно, не отличается высоким качеством и подвергается глубокой заморозке, но зато стоит дешево. В результате сегодня Россия играет на уровне цен и хочет покупать белорусскую продукцию по себестоимости, а то и дешевле. Поэтому в этом году агрокомбинат «Дзержинский» отказался от экспорта. В то же время рядовой российский потребитель готов платить неплохие деньги за белорусскую курятину. Вполне логично предположить, что птицефабрики, вышедшие из-под крыла «Белптицепрома», вскоре переориентируются на экспорт, в то время как в настоящий момент они успешно покрывают потребности лишь внутреннего рынка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter