Мы поучаствовали в уникальном народном обряде «Стрэчанне», который восстановили в Лельчицком районе

В Новом Полесье уже позвали весну

В Новом Полесье Сретение Господне отмечают старинным обычаем. Восстановили его 19 лет назад. С тех пор каждый год 15 февраля наряжают елку и везут ее к кресту в центре деревни, веря, что это принесет богатый урожай, счастье в дома и убережет сельчан от напастей. На этот раз запечатлеть действо и заодно поучаствовать в нем приехали журналисты Издательского дома «Беларусь сегодня», ведущие совместный проект «СГ» и sb.by.  Напомним, в проекте «Необычайная деревня» рассказывают о жизни глубинки, где сохранились уникальные древние традиции, ремесла, достопримечательности, культурные ценности. Многие из них занесены в Государственный список историко-культурных ценностей.


К НОВОМУ ПОЛЕСЬЮ добираемся через лесную дорогу, и у первого же дома встречаем двух сельчанок. Интересуемся, что помнят о старинном обряде?

— Когда были молодые, и сами елку носили, сейчас уже возраст не позволяет, только смотрим издалека, — объясняют они. — Тем более крест, на который ее ставят, буквально через дорогу.

Деревня небольшая — 115 жителей, из них 9 детей и 44 взрослых трудоспособного возраста. Три раза в неделю приезжают почтовое отделение и автолавка, зато работает Новополесский СДК. Возле него суетятся сельчане: к обряду серьезно готовились. Присоединяемся к хормейстеру коллектива «Палескія напевы» Нине Полын, которая наводит марафет в комнате Музея крестьянского быта:

— Перед обрядом порядок нужен не только в комнате, но и вокруг креста, на который водружаем елку. Раньше во время обряда ходили с иконой по селу, просили хорошей погоды, чтобы вовремя засеять огород, здоровья в каждый дом, чтобы и в хлеве, и в семье все уродилось. А следом везли украшенную елку — на сани сажали почетную местную жительницу, ведь сугробы были выше головы, а сейчас приходится просить коня и телегу. Наряжаем дерево — символ вечной жизни — вместе с детьми, а цветы, которые цепляем к ветвям, означают весну, богатый урожай и исполняют желания. 

Инициатор возрождения традиции — Надежда Николаевна Кужелевич, бывший хормейстер:

— Сначала восстанавливали обряд для областного конкурса — долго выбирали, какой именно провести. Вспомнила, что в детстве к маме всегда приходили гости, которые рассказывали про «Стрэчанне», а бабушка крестной проводила с нами разные игры — от нее тоже слышала об обряде. 


Нина Алексеевна зажигает свечу перед иконой Божией Матери и приглашает в комнату детей — среди них две гостьи из Мозыря. Шестиклассницы СШ № 7 Дарья Бессонова и Юлия Марчик приехали вместе с учительницей Анной Владимировной Полын. Девочки немного стесняются:

— Пишем исследовательскую работу, посвященную народным обрядам. Узнали, что здесь проводится «Стрэчанне», или «Палескія Грамніцы», и приехали посмотреть и поучаствовать. 

Самая маленькая участница — трехлетняя Маша Бернацкая. Ее родители два года назад переехали в Новое Полесье из Мозыря — сбежали в глубинку от городской суеты и начали заниматься органическим земледелием. Кстати, кроме малышки, у них двое детей. А помимо них, в деревне живет еще одна молодая семья.

За тем, как украшают елку, пристально наблюдают фотокорреспондент и оператор sb.by. Машенька охотно позирует перед камерами, а как только на елке появляются цветы, помогает Нине Алексеевне задуть свечу перед иконой. Затем ее передают в руки Любови Семендеевой — сельчанка уже не первый год несет образ.

Посмотреть на обряд приехали ученики младших классов Ударненской СШ — там учится 75 ребятишек. Они выстраиваются в круг, чтобы звать весну вместе с участниками коллектива «Палескія напевы». Держать елку доверяют гостьям из Мозыря. К слову, перед этим ее ставят в хлеб — самый важный элемент крестьянского стола.

— По народным поверьям, в этот день зима с весной встречаются. А еще сегодня можно дать прогноз на весну: если лежат сугробы, значит, скоро наступит тепло, а если снега немного, весны ждать еще очень долго, — рассказывает собравшимся Надежда Кужелевич. Камеры sb.by запечатлевают темную бесснежную землю — видимо, весна наступит нескоро. Однако позвать ее все равно не помешает — вдруг услышит и придет.

— Весна, весна, весняночка, — звонко запевают сельчанки под аккомпанемент бубна и баяна, и, кажется, их голоса слышны за пределами деревни. Кстати, манера пения коллектива из Нового Полесья занесена в Государственный список историко-культурных ценностей — соответствующая табличка висит на здании СДК.

Позвали весну песнями, а теперь на телегу усаживают самую маленькую жительницу и доверяют ей везти елочку. Колонна выдвигается к крестам в центре деревни. Впереди на лошади едут ученики Ударненской школы — управляет транспортом Федор Боровой:

— Коней держал всегда, хоть и думают, что это дело неблагодарное. Моей лошади уже восемь лет — на ней вспахиваю огород. Держу гектар участка: сажаю картофель, лук, другие овощи. Сейчас единственный житель Нового Полесья, у кого есть конь, потому каждый год участвую в обряде.


Участницы коллектива останавливаются и приглашают всех на дружный хоровод. Над головой Любови Семендеевой сводят свечи, веря, что они принесут в семью достаток и уберегут от бед. Сверху за действом наблюдает дрон sb.by, а фотокорреспондент и видеооператор ловят каждое движение. Многие из зрителей, как и мы, здесь впервые, например, молодые специалисты Ударненской СШ Альбина Каноплич и Ирина Цалко.

— Мы одноклассницы, окончили эту же школу, а теперь стали коллегами, — делится со мной Альбина, которая работает учителем-дефектологом. — Пока все складывается замечательно: ученики хорошо относятся, а учителя помогают. Да и зарплата устраивает, тем более что живу в Ударном, недалеко от школы. Про обряд раньше слышала, ведь моя бабушка из Нового Полесья. Но посмотреть удалось только сейчас — захватывающе!

Под песни возвращаемся к зданию СДК. Здесь к нашему приходу развели костер — еще один элемент обряда. В нем раньше сжигали старые ненужные вещи, чтобы огонь забрал плохое. Теперь же его используют, чтобы погреться, поджарить сало на прутьях. Их заготовил аккомпаниатор Дома культуры Алексей Боровой:

— Всю жизнь прожил в Новом Полесье. В детстве научился играть на гармони, затем сам освоил игру на баяне — так и играю без музыкального образования. Отучился на режиссера в Могилеве, в 1970 году пришел в Новополесский СДК, был его заведующим. А теперь — аккомпаниатор коллектива «Палескія напевы». Концертов у нас много: ездили по району, области, даже в столице выступали.

Подкрепившись, под песни и баян школьники учатся игре «Кошык». Плетеные корзины выставляют по кругу на один меньше, чем количество участников. Как только музыка останавливается, ребята должны занять их, а тот, кому места не хватит, выбывает из игры. 

Праздник удался: ребята неохотно идут в школьный автобус. Мы тоже покидаем гостеприимное Новое Полесье — с надеждой, что благодаря нашим стараниям весна услышала зов сельчан и скоро придет.

КОММЕНТАРИЙ

Заведующая отделом по культурно-досуговой деятельности Лельчицкого районного центра культуры и народного творчества Светлана Берковская:

— В районе 22 культурных учреждения, среди них Центр культуры и досуга и Дом ремесел в Лельчицах, сельские клубы и дома культуры, сельские клубы-библиотеки. Обряды проводятся постоянно, от «Коляд» и «Щедрого вечера», которые проходят в каждой деревне, до «Купалья», «Зажынак», «Дажынак». Немало восстановленных обрядов, например, «Женитьба комина» в деревне Дзержинск, «Чырачка» в деревне Тонеж — он, кстати, занесен в Государственный список историко-культурных ценностей. 

haluza@sb.by

P.S. Увлекательное видео о народном обряде в Новом Полесье — на сайте sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter