В ногу с модой и временем

Про основные направления развития концерна «Беллегпром» рассказывает заместитель председателя Анатолий Гуров

Легкая промышленность — один из индикаторов благополучия населения. Ведь номенклатура продукции легпрома практически полностью ориентирована на потребительский рынок. Конечно, европейская отрасль испытывает мощную конкуренцию со стороны восточных производителей. Но в отличие от некоторых стран ЕС в Беларуси стратегия в легкой промышленности направлена не на сокращение производства, а на модернизацию и развитие предприятий, их гармоничную работу в современных условиях рынка. Про основные направления развития концерна «Беллегпром» рассказывает заместитель председателя Анатолий Гуров

— Анатолий Васильевич, успешным ли оказался прошлый год для концерна «Беллег­пром»? 

— За 2006 год рост выпуска промышленной продукции составил 105,7 процента, производство потребительских товаров — 106,2 процента. Причем объем инвестиций в основной капитал превысил 51 миллиард рублей. Это в полтора раза больше, чем в 2005 году. За 11 месяцев прошлого года экспорт вырос на 10,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, рентабельность реализованной продукции в промышленности увеличилась на 7,9 процента. 

В натуральном выражении в январе—декабре 2006 года производство натуральной шерсти выросло  на 30,9 процента, пряжи хлопчатобумажной — 3,7 процента, льняной — 5,2 процента, тканей хлопчатобумажных — 14 процентов, трикотажных изделий  — 3,9 процента, искусственного трикотажного меха — 7,7 процента, корсетных изделий — 11,2 процента, кожаной обуви — 7,5 процента, резиновой  — 7,1 процента, хромовых кожтоваров — 21,1 процента. 

— Одно из слабых мест белорусского легпрома — большой износ основных фондов. Как продвигается техническое перевооружение предприятий концерна? Какие новые технологии планируется внедрить на отечественных предприятиях? 

— В 2006 году реализованы инвестиционные проекты по  частичному техническому перевооружению ОАО «КИМ», РУП «Жлобинская швейная фабрика», ткацкого производства ОАО «Ковры Бреста». В 2007 году предприятия отрасли предусматривают инвестировать в основной капитал более 47 миллиардов рублей, или 115 процентов по сравнению с 2006 годом. 

Планируется реализовать несколько отраслевых инвестиционных проектов. РУП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» закупит  новое оборудование в Германии, Италии и Голландии на 6 миллиардов рублей. Завершение 2-го этапа техперевооружения ГРУПП «Гронитекс» и освоение новых технологий на РУПТП «Оршанский льнокомбинат» позволит увеличить производство высококачественной пряжи и  конкурентоспособной  продукции. В настоящее время реализуется проект по модернизации ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика»: приобретаются прядильные и ровничные машины, китайское лабораторное оборудование на сумму 1,2 миллиона долларов США. Оно будет введено в эксплуатацию в 1-м полугодии этого года. 

Предприятия легпрома закупают перспективное оборудование и технологии в Италии, Германии, Швейцарии, Франции. Есть договоренность о поставке техники китайскими корпорациями «CATIC» и «CLETC». 

— Около 60 процентов товаров отечественной легкой промышленности реализуется на экспорт. На какую белорусскую продукцию наибольший спрос на зарубежных рынках? 

— Организации концерна «Беллегпром» отгружают товары в 55 стран мира. При этом ассортимент экспорта меняется незначительно. Экспорт концерна «Беллегпром» за январь—ноябрь 2006 года составил 513,5 миллиона долларов США, что на 10,8 процента больше, чем за аналогичный период 2005 года. 

Для сохранения своих позиций на внешнем рынке предприятия отрасли изготавливают высокотехнологичные изделия (ОАО «Элема», ЗАО «Милавица»). Меняются и виды экспортируемых товаров. Ранее на экспорт в основном поставлялись суровые ткани,  трикотажные полотна, сейчас — готовые изделия. РУП «БПХО» и ОАО «Моготекс» экспортируют в Россию не ткани, а постельное белье и специальную одежду. РУПТП «Оршанский льнокомбинат» с прошлого года экспортирует льняные ткани в Эстонию, Бразилию, сохраняя при этом свои поставки в США, ЗАО «Милавица» осваивает рынок Израиля, ОАЭ… 

В рамках отраслевой программы «Качество» проводится большая работа по сертификации продукции и производства по современным международным стандартам. К началу этого года  60 предприятий прошли сертификацию. В их числе СП ЗАО «Милавица», ОАО «Моготекс»,  ОАО «Лента», ЗАО «Вяснянка», ЗАО «Калинка», ОАО «Свiтанак», ОАО «Брестский чулочный комбинат», СООО «Белвест», ОАО «Коминтерн», ОАО «Купалинка», ОАО «Элема» и другие. Доля сертифицированной продукции, произведенной в общем объеме по концерну, составляет около 65 процентов. По стандартам, предусмотренным ИСО-14001, сертифицированы 7 организаций концерна «Беллегпром»:  СП ЗАО «Милавица»,  ОАО «Ковры Бреста», ОАО «Свiтанак» (город Жодино),  ОАО  «Брестский чулочный комбинат», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Лента», ОАО «Полесье». 

В 2006—2010 годах  в отрасли планируется  дальнейшее внедрение и сертификация систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14000. К 2010 году ему должны соответствовать еще 64 предприятия. 

— Мода и потребительские вкусы в ХХI веке меняются стремительно. Проводит ли концерн диверсификацию производства? 

— С целью продвижения товаров на внутренний рынок предприятия постоянно разрабатывают и запускают в производство новые модели. Обновление ассортимента за 2006  год составило по трикотажным изделиям 70 процентов, чулочно-носочным — 60 процентов, швейным  изделиям — 75,2 процента, обуви — 70 процентов, хлопчатобумажным тканям — 35 процентов, коврам и ковровым изделиям — 50 процентов, шелковым, шерстяным камвольным и суконным тканям — 20, 60 и 40 процентов соответственно. 

Так, на РУП «БПХО» разработаны ткань миткаль для постельного белья и сатиновая ткань, из котонизированного волокна созданы плательно-костюмные ткани. РУПТП «Оршанский льнокомбинат» внедрил в производство образцы полульняной скатертной ткани с нитью метанит, создана новая жаккардовая сорочечная ткань с вложением металлизированной и вискозной нитей. Разработаны костюмные чистольняные ткани с использованием высоких номеров льна. После реализации инвестиционного проекта в ОАО «Ковры Бреста» освоен выпуск принципиально новой продукции — шестицветных высокоплотных ковровых изделий. 

— Для экспорта важны товаропроводящие сети. Целесообразно ли предприятиям концерна создавать за границей собственные торговые предприятия? 

— Ежегодно предприятия концерна открывают новые объекты товаропроводящей сети на территории стран ближнего и дальнего зарубежья. Но из-за недостатка финансов у белорусских производителей эффективнее открывать белорусские торговые дома за рубежом с привлечением средств государства. Головной организацией в данном случае должно стать Министерство торговли республики. А министерства и концерны будут обеспечивать товарное наполнение этих торговых домов. 

В настоящее время наиболее эффективна собственная товаропроводящая сеть у таких предприятий, как ОАО «Лента», через которую оно реализует до 70 процентов продукции, ЗАО СП «Милавица» (60 процентов), ОАО «Брестский чулочный комбинат» (40 процентов), СООО «Белвест» (49 процентов). 

К концу 2006 года товаропроводящая сеть концерна «Беллег­пром» за рубежом состояла из 31 собственного объекта и 109 торговых предприятий с долевым участием.  В Беларуси работают 175 фирменных и ведомственных магазинов, 629 фирменных секций, 438 из которых функционируют в системе Белкоопсоюза. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter