Нужны ли манеры поведения в общественном транспорте?

В ногах правды нет

О хороших и не очень манерах поведения в общественном транспорте
На днях звонит мне мама жены (как же не лежит душа к слову «теща»!) и говорит: «А напиши–ка, Димка, в газету о нашем общественном транспорте». Легко сказать «напиши», подумал я, но уточнил, что стряслось. «Едет молодежь в автобусе, старшим места не уступает, а мамы маленьких детей усаживают на отдельные места, когда пожилые стоят», — тут же обрисовала проблему Галина Андреевна.

Словом, ничего нового. И если бы я не знал золотого характера тещи, решил бы, что праведное негодование еще одной лавочной жалобщицы застигло вдруг и меня. Моя же сердобольная Галина Андреевна просит не для себя: никому и в голову не придет, что эта энергичная женщина нуждается в автобусных поклонах–реверансах. Когда–то она брала двух дочек на руки или усаживала обеих на коленки, чтобы ни в коем случае не занять лишнего кресла. Такая вот правильная. Ее позиция «пока совсем ребенок махонький, возьму на руки, а как подрастет — ничего, постоит» знакома каждому родителю со старой закалкой. Но далеко не каждая современная мама эти ценности разделяет: располагается сама, рядом усаживает сыночка и баррикадируется сумками из магазина. А ведь ребенок до 7 лет пусть и имеет право на бесплатный проезд, но все же без предоставления отдельного места. И зная это, не удивляйся бурной реакции уставших и раздраженных пассажиров — в ногах–то правды нет.

«Паважаныя пасажыры, будзьце ўзаемна ветлiвымi, уступайце месца для сядзення цяжарным жанчынам, пасажырам з дзецьмi, iнвалiдам, пажылым людзям» — к радиоинформатору мы настолько привыкли, что уже не придаем объявлениям никакого значения. «Подкорочка» справилась с ощущением неловкости, которое доставляли эти слова впервые. Теперь же мощному и на вид здоровому джентльмену в метрополитене, похоже, настолько больно наблюдать стоящую рядом хрупкую даму, что он просто вынужден в жесте сокрушения опустить голову и закрыть лицо руками. Еще лучше притвориться спящим. Или мертвым. Да простит меня Галина Андреевна (и думаю, даже согласится), мамы с детками на таком фоне — меньшая из проблем. А может, и не проблема вовсе?

Вспомнился забавный случай. Нам, студентам–журналистам, на первом курсе читали «Основы экологии». Доцент биофака начала свою лекцию о последствиях загрязнения окружающей среды с вопроса: «Ну–с, молодежь, и кто же из вас уступает семидесятилетним бабушкам и дедушкам места в автобусах?» Увидев множество поднятых рук, доцент нахмурилась и разочарованно изрекла: «А зря!» Удивленные лица вчерашних школьников, которым все–таки втемяшили в головы правила хорошего тона, заставили лектора объясниться. «Я, господа студенты, уверена: самые дряхлые бабушки будут покрепче сегодняшних парней. Это им следует вам место уступать». Помню, какое произвел впечатление тот почти художественный прием. Конечно же, он был призван всего–навсего создать представление о состоянии современной экологии, а не подорвать лучшие начала отечественного воспитания. И пускай в метро я почти всегда езжу стоя, с тех пор на престарелых смотрю с меньшим трепетом, чем на детей. Если вдруг потребуется уступить, сделаю это и для старушки, и для младенца. Но если бы между ними возник выбор...

Во время учебы на пятом курсе, когда мне довелось работать педагогом–организатором в гимназии, однажды сопровождал группу третьеклашек в кинотеатр. Детей, не дотягивающихся до высоких поручней и потому толпившихся возле дверей вагона метро, пришлось вереницей «приземлить» на сиденья. Спустя две остановки на юных гимназистов накинулась обделенная местом «тетка» (так ребята после окрестили). Жаль, что ей не хватило ума пройти в конец вагона к свободным креслам, зато хватило духу, чтобы наорать на перепуганную детвору. А потом и матом огрызнуться с учителем, который попросил буйную не повышать голос. До сих пор чувствую удовлетворение, что не обманул надежд учеников, заняв их сторону. Но на выходе все же объяснил: как подрастете — все же проявляйте заботу о ногах и спинах престарелых пассажиров.

И все–таки до сих пор мне, взрослому человеку, вопрос «уступить или не уступить?» кажется деликатным. Поверьте, я не усложняю. Поездив по заграницам, узнал, что предложение занять место может показаться даже оскорбительным. Cудя по всему, веяние это пришло и к нам. Как–то я совершил подобную ошибку и получил в знак «благодарности» взгляд, полный презрения. Дама явно не считала себя нуждающейся.

Но все же давайте быть друг к другу внимательнее, иначе в запале можно и пристыдить присевшую беременную девушку с небольшим животиком, и разозлиться на многодетную маму, занявшую с семьей целую скамейку... Но не заметить, что сам далеко не всегда учтив с окружающими.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 176 (24806). Вторник, 15 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter