В ногах правда есть

Тысячи пар валенок из Смиловичей не залеживаются на прилавках

Тысячи пар валенок, выпускаемых Смиловичской фабрикой, не залеживаются на прилавках

В 1928 году шестеро смиловичских кустарей-одиночек объединились в войлочную артель, которая вскоре выросла до двух десятков рабочих, а через пару лет получила название «Красная звезда».

В артели в то время операции выполнялись вручную и труд мойщиков, брейщиков, красильщиков и ткачей был очень тяжелым. Здесь работал и мой дядя, мастер на все руки, Стефан Микулич. Он погиб при штурме Кенигсберга в 1945 году.

Недалеко от фабрики находится «Яма» или Соломянка, как ее называют смиловичане. Здесь фашисты через четыре месяца после оккупации местечка расстреляли свыше двух тысяч евреев из Смиловичей и Гамбурга.

Над Соломянкой шефствует валяльно-войлочная фабрика, здесь установлен памятник, рабочие досматривают захоронение, возлагают венки в праздничные дни.

С директором мы побывали на Соломянке. Потом прошли по территории фабрики, где работали и продолжают работать уважаемые в местечке люди.

Основная продукция этого предприятия — валенки, и ничего лучшего для здоровья, чем этот вид обуви, человечество еще не придумало. На кадрах военной кинохроники видно, что даже маршалы Советского Союза во время трескучих морозов выезжали на передовую не в меховых сапогах, а в валенках. Потом мода на валенки прошла, и многие фабрики, которые выпускали этот вид обуви, закрылись. 

Директор Василий Сабан не мог спать ночами, обдумывая разные варианты спасения фабрики, организовал дополнительно мебельное и швейное производства. Здесь начали выпускать оригинальную мягкую мебель, чехлы для нее, сорочки, блузки, сумочки, кошельки. Освоили даже выпуск шлифовальных кругов для обработки металла, дерева и войлока. Преодолевая инертность мышления части коллектива, директор приложил максимум усилий, чтобы в короткий срок рабочие освоили несколько смежных профессий.

Из 83 лет, что существует Смиловичская войлочная фабрика, почти половину срока ею руководили двое: 18 лет — Алексей Яковлевич Мелещик и 22 года — Василий Николаевич Сабан. Поступив в 1974 году на фабрику 17-летним пареньком, он 15 лет работал на разных рабочих и инженерно-технических должностях.

…Работать директором в первые годы было очень сложно. «Чтобы пришёл с работы и ночь спокойно спал, такого почти не было, — вспоминает Василий Николаевич. Что-нибудь да случалось. То мотор сгорит в котельной, то что-то произойдет с системой отопления, то прорвутся трубы, по которым поступает пар, то закоротит электропроводку. Хорошо, что у самого была специальность электрика…»

Оборудование на фабрике было старым. Подобрать хороших специалистов в те годы не представлялось возможным из-за мизерной зарплаты, поэтому директору нередко приходилось работать и за слесарей, и за электриков.

Так что Василий Сабан по праву гордится фабрикой, которой отдал 37 лет жизни, 22 из которых — директором.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter