В нечетких обстоятельствах нужны четкие планы

Проекты бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДКП) и прогноза основных показателей социально-экономического развития на 2010 г. разрабатывались в период мирового финансового кризиса... Мнения: оглядываясь на октябрь

Проекты бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДКП) и прогноза основных показателей социально-экономического развития на 2010 г. разрабатывались в период мирового финансового кризиса. То есть при неопределенной внешнеэкономической ситуации. Ученые такую ситуацию моделируют нечеткими числами. Нечеткий подход заложен и в прогнозы, в которых два сценария - базовый и оптимистичный. В первом случае белорусская экономика должна вырасти в 2010 г. на 2 - 3%, во втором - на 11 - 12%. Теория нечетких чисел предполагает, что реальный сценарий будет лежать между этими крайними. Но где? В 5 - 6% роста ВВП или в 9 - 10%? Об этом она не говорит.


Такие неясные обстоятельства и должны были преодолеть правительственные эксперты. Казалось бы, в такой ситуации и в бюджете 2010 г., и в ОНДКП 2010 г. легко будет найти противоречия и нестыковки. Но нет - на этот раз даже в нечетких обстоятельствах документы дают вполне ясные формальные показатели и нацеливают на максимальное выполнение заданий пятилетки 2006 - 2010. Достигнуть запланированных пятилетних цифр будет трудно, но в целом основные цели экономического развития страны, на мой взгляд, реальны. Важно только цели развития не отождествлять с формальными цифрами роста, которые могут оборачиваться ростом запасов, а не доходов. Поэтому нужны не точные формальные цифры, а четкие неформальные планы развития и повышения благосостояния народа.


Основной показатель, от которого зависит качество жизни белорусского населения, - экспорт. Его среднемесячное значение в 2 млрд. долларов по базовому сценарию и даже в 2,5 млрд. долларов по оптимистичному, на мой взгляд, недостаточно. Нужно нацеливаться на 3 миллиарда месячного экспорта. Эта цель потребует значительных усилий, но достижима.


Для поддержки экспорта многое предстоит сделать банкам. Лучший финансовый стимул - это кредитование покупателей белорусской продукции за рубежом. Уже давно пора было в товаропроводящие сети включить филиалы белорусских банков в Украине, России, Казахстане, которые валютные кредиты выдавали бы не для покупки импорта белорусами, а иностранцами нашей продукции. А планируя рост производства той или иной продукции - от молока до комбайнов, мы должны просчитывать, где все это будем продавать, по какой цене и какова будущая рентабельность.


В прогнозных документах необходим тщательный анализ влияния на торговый баланс страны создания Таможенного союза. Здесь наша главная цель - достижение договоренности о беспошлинном ввозе нефти. Разумеется, с простым механизмом возврата в российский бюджет доли пошлин от экспорта. Существующая ныне сложная схема взыскания и компенсации вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты делает непрозрачными эти сделки и искусственно завышает бюджетные доходы и расходы на 4 трлн. рублей.


В денежно-кредитной политике первейшая задача - отказ от девальвации и разъяснение населению, что запланированный коридор колебаний несущественен и поэтому можно смело сохранять вклады в национальной валюте. Мое мнение - девальвация в Беларуси невыгодна всем, даже экспортерам. Почти каждый из них из-за высокой импортоемкости производства имеет отрицательное торговое сальдо.


Еще одна задача банков - увеличить норму сбережений (доля вкладов в расходах населения). Она все еще остается крайне низкой: 4,1% - в 2008 г. и 3,9% - в 2009-м. Запланированный прирост депозитов физлиц в 1,4 - 2,3 трлн. рублей (базовый) и 4,3 - 4,5 трлн. (оптимистичный) недостаточны. Считаю, что банковской системе нужны четкие планы по повышению нормы сбережений, особенно в национальной валюте.


Кроме того, банки должны стимулировать внутренний спрос. Запланированные в бюджете 44 млрд. рублей на льготирование кредитов для покупки отечественных товаров - правильная мера. Она обеспечит расширение внутреннего спроса примерно на 1 трлн. рублей. Вместе с тем Указ Президента № 371 предполагал более существенный рост спроса на отечественные товары. Реализации данного указа, который увеличивает покупки товаров, произведенных белорусами, и тем самым снижает покупки иностранной продукции, пока, на мой взгляд, уделяется мало внимания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter