В процессе полета оператор БЛА может корректировать маршрут, высоту и скорость.
Все путем
— Для выявления пожаров в природных экосистемах используем различные виды мониторинга земной поверхности: космический, авиационный и наземный. Что касается авиационного, то он осуществляется в соответствии с запланированными маршрутами. Их у нас 38. Акцент авиационного патрулирования сделан в сторону тех регионов, где ситуация наиболее сложная, — вводит в курс дела пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий.
Для авиамониторинга у МЧС имеется двенадцать воздушных судов и беспилотные авиационные комплексы «Бусел-М» с радиусом действия около 25 километров. Их также изготовили специалисты республиканского унитарного предприятия «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук. Работы над БЛА не прекращались. Уменьшали весовые характеристики элементов, увеличивали дальность полета и связи по радиоканалу до 70 км, площадь крыла и энергоемкость аккумуляторных батарей, снижали вес целевой нагрузки, расширяли ее функциональные возможности. Стремление к лучшим по дальности, продолжительности и функциональным характеристикам привело к созданию принципиально нового беспилотного летательного аппарата «Буревестник». Его заявленная дальность действия составляет 290 километров. Главное преимущество в том, что он может лететь там, где не может пилотируемый летательный аппарат, например, в зоне большой задымленности.
— Вместе с МЧС во втором полугодии приступим к опытной эксплуатации нашего беспилотника, — говорит о планах директор Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов НАН Юрий Яцына, который начинал разработку различных беспилотников десять лет назад в маленькой лаборатории в команде двух единомышленников. — За период испытаний значительно вырос уровень надежности бортового оборудования, силовой установки, элементов планера и управления, качества передачи и приема видеоинформации по каналам связи на наземный пункт управления. До конца года планируем передать «Буревестник» ГААСУ «Авиация» МЧС.
Для управления «Буревестником» разработано несколько вариантов пунктов наземного управления: переносной, передвижной на базе автомобиля МАЗ с прицепом и стационарный.
Как это сделано?
В просторных цехах научно-производственного центра располагается та самая лаборатория, где с нуля создаются новенькие беспилотники. Большая часть компонентов собственного производства.
— Максимальный взлетный вес «Буревестника» — до 250 килограммов. Максимальная скорость — до 170 км/ч. Он хорошо работает в диапазоне высот от 100 до 3000 метров, — ведущий инженер отдела испытаний Евгений Филягин начинает разговор с технических характеристик модели. — Взлетает он со взлетно-посадочной полосы или хорошо утрамбованных грунтовых площадок.
Евгений ФИЛЯГИН: «Наши летательные аппараты летают в любое время суток, практически в любую погоду».
Разработка «Буревестника» началась в 2011 году. Спустя девять лет напряженной работы ученых и инженеров можно видеть устойчивый и красивый полет беспилотника. Наблюдая за «Буревестником» в небе, Евгений Филягин комментирует:
— Большая нагрузка легла на наших инженеров. Им удалось добиться оптимального качества изображения на экране наземного пункта управления, в реальном масштабе времени передаваемого с борта БЛА.
Производство любого самолета начинается с макета. На его основе изготавливается матрица, в которой затем выклеивают необходимые фрагменты корпуса. Заходим в цех, где делают корпуса «Буревестника». Сотрудники Научно-производственного центра пошагово показывают мне процесс. Узнаю, что беспилотники изготавливают из композитных материалов на основе стеклоткани и углеволокна.
Мозг беспилотника — пилотажно-навигационный комплекс. Он обеспечивает автономное управление всеми системами и подсистемами. Перед стартом оператор загружает в бортовой компьютер карту местности, указывает высоту полета и вводит точки, по которым должен пролететь беспилотный летательный аппарат. Старт, полет и выполнение задач контролируются с автоматизированных рабочих мест наземного пункта управления. В процессе полета оператор БЛА может корректировать маршрут, высоту и скорость. Он даже может взять управление с помощью джойстика на себя и при необходимости посадить беспилотник на другой площадке. На случай аварийных ситуаций БЛА оснащен парашютом.
Часть авиадеталей печатается на 3D-принтере.
«Буревестник» снаряжен целевыми нагрузками. Евгений Филягин объяснил, какими именно:
— Он может нести гиростабилизированную оптико-электронную систему с фото-, видеокамерами, работающими в обычном и инфракрасном спектрах. Они могут снимать качественное видео и фото с расстояния до 3 тысяч метров. Вся собранная информация передается на наземный пункт управления в режиме реального времени. «Буревестник» способен взять на борт до 50 килограммов полезной нагрузки (подвесные топливные баки, подвесные контейнеры и др.), характер которой определяет потребитель БАК.
Конструкция аппарата предусматривает прикрепление дополнительных топливных баков. Параллельно ученые и инженеры просчитывают возможность увеличить внутренние фюзеляжные топливные баки.
Чтобы беспилотник не выкатился за пределы посадочной полосы в случае внештатной ситуации, в комплекте к нему пре-дусмотрены наземные тормозные блоки. Работают они по тому же принципу, что и устройства, используемые для посадки самолетов на авианосцы.
Экипаж машины боевой
Для управления «Буревестником» разработано несколько вариантов пунктов наземного управления: переносной, передвижной на базе автомобиля МАЗ с прицепом и стационарный. Стационарный планируется разместить в командно-диспетчерском пункте МЧС на аэродроме Липки в Минске.
— Сейчас готовим БЛА «Буревестник» к полетам. На днях проведем тестовые запуски, — поделился напоследок планами Евгений Филягин. — Наши летательные аппараты летают в любое время суток, практически в любую погоду. Ведь мы работаем со спасателями. У них нет времени ждать, когда утихнет ветер или пойдет дождь. Пожары и паводки требуют постоянного отслеживания аварийной ситуации в реальном масштабе времени для принятия своевременных действий со стороны спасателей.
gorbatenko@sb.by
Фото автора.