Начались испытания беспилотника «Буревестник», специально разработанного для МЧС

В небе реет «Буревестник»

Пожароопасная обстановка в лесах этим летом особенно напряженная. Едва ли не каждую неделю синоптики фиксируют очередной температурный рекорд. В такой ситуации важно вовремя обнаружить пожар, чтобы успеть его потушить с минимальными потерями для лесного фонда. Здесь на помощь спасателям приходит авиамониторинг земной поверхности. В том числе с помощью беспилотников они мониторят наиболее засушливые районы, могут пролетать сквозь задымленные участки. Вскоре авиапарк государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС пополнят два новеньких беспилотных летательных аппарата «Буревестник». Они разработаны специально для спасателей. Сейчас эти два беспилотных авиационных комплекса находятся в стадии приемочных испытаний межведомственной государственной комиссией. Корреспондент «Р» встретилась с разработчиками и узнала подробности. 

В процессе полета оператор БЛА может корректировать маршрут, высоту и скорость.

Все путем

— Для выявления пожаров в природных экосистемах используем различные виды мониторинга земной поверхности: космический, авиационный и наземный. Что касается авиационного, то он осуществляется в соответствии с запланированными маршрутами. Их у нас 38. Акцент авиационного патрулирования сделан в сторону тех регионов, где ситуация наиболее сложная, — вводит в курс дела пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий.

Для авиамониторинга у МЧС имеется двенадцать воздушных судов и беспилотные авиационные комплексы «Бусел-М» с радиусом действия около 25 километров. Их также изготовили специалисты республиканского унитарного предприятия «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук. Работы над БЛА не прекращались. Уменьшали весовые характеристики элементов, увеличивали дальность полета и связи по радиоканалу до 70 км, площадь крыла и энергоемкость аккумуляторных батарей, снижали вес целевой нагрузки, расширяли ее функциональные возможности. Стремление к лучшим по дальности, продолжительности и функциональным характеристикам привело к созданию принципиально нового беспилотного летательного аппарата «Буревестник». Его заявленная дальность действия составляет 290 километров. Главное преимущество в том, что он может лететь там, где не может пилотируемый летательный аппарат, например, в зоне большой задымленности. 

— Вместе с МЧС во втором полугодии приступим к опытной эксплуатации нашего беспилотника, — говорит о планах директор Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов НАН Юрий Яцына, который начинал разработку различных беспилотников десять лет назад в маленькой лаборатории в команде двух единомышленников. — За период испытаний значительно вырос уровень надежности бортового оборудования, силовой установки, элементов планера и управления, качества передачи и приема видеоинформации по каналам связи на наземный пункт управления. До конца года планируем передать «Буревестник» ГААСУ «Авиация» МЧС. 

Для управления «Буревестником» разработано несколько вариантов пунктов наземного управления: переносной, передвижной на базе автомобиля МАЗ с прицепом и стационарный.

Как это сделано?

В просторных цехах научно-производственного центра располагается та самая лаборатория, где с нуля создаются новенькие беспилотники. Большая часть компонентов собственного производства.

— Максимальный взлетный вес «Буревестника» — до 250 килограммов. Максимальная скорость — до 170 км/ч. Он хорошо работает в диапазоне высот от 100 до 3000 метров, ведущий инженер отдела испытаний Евгений Филягин начинает разговор с технических характеристик модели. — Взлетает он со взлетно-посадочной полосы или хорошо утрамбованных грунтовых площадок. 

Евгений ФИЛЯГИН: «Наши летательные аппараты летают в любое время суток, практически в любую погоду».

Разработка «Буревестника» началась в 2011 году. Спустя девять лет напряженной работы ученых и инженеров можно видеть устойчивый и красивый полет беспилотника. Наблюдая за «Буревестником» в небе, Евгений Филягин комментирует:

— Большая нагрузка легла на наших инженеров. Им удалось добиться оптимального качества изображения на экране наземного пункта управления, в реальном масштабе времени передаваемого с борта БЛА.

Производство любого самолета начинается с макета. На его основе изготавливается матрица, в которой затем выклеивают необходимые фрагменты корпуса. Заходим в цех, где делают корпуса «Буревестника». Сотрудники Научно-производственного центра пошагово показывают мне процесс. Узнаю, что беспилотники изготавливают из композитных материалов на основе стеклоткани и углеволокна.

Мозг беспилотника — пилотажно-навигационный комплекс. Он обеспечивает автономное управление всеми системами и подсистемами. Перед стартом оператор загружает в бортовой компьютер карту местности, указывает высоту полета и вводит точки, по которым должен пролететь беспилотный летательный аппарат. Старт, полет и выполнение задач контролируются с автоматизированных рабочих мест наземного пункта управления. В процессе полета оператор БЛА может корректировать маршрут, высоту и скорость. Он даже может взять управление с помощью джойстика на себя и при необходимости посадить беспилотник на другой площадке. На случай аварийных ситуаций БЛА оснащен парашютом. 

Часть авиадеталей печатается на 3D-принтере.

 «Буревестник» снаряжен целевыми нагрузками. Евгений Филягин объяснил, какими именно:

— Он может нести гиростабилизированную оптико-электронную систему с фото-, видеокамерами, работающими в обычном и инфракрасном спектрах. Они могут снимать качественное видео и фото с расстояния до 3 тысяч метров. Вся собранная информация передается на наземный пункт управления в режиме реального времени. «Буревестник» способен взять на борт до 50 килограммов полезной нагрузки (подвесные топливные баки, подвесные контейнеры и др.), характер которой определяет потребитель БАК.

Конструкция аппарата предусматривает прикрепление дополнительных топливных баков. Параллельно ученые и инженеры просчитывают возможность увеличить внутренние фюзеляжные топливные баки. 

Чтобы беспилотник не выкатился за пределы посадочной полосы в случае внештатной ситуации, в комплекте к нему пре-дусмотрены наземные тормозные блоки. Работают они по тому же принципу, что и устройства, используемые для посадки самолетов на авианосцы. 

Экипаж машины боевой

Для управления «Буревестником» разработано несколько вариантов пунктов наземного управления: переносной, передвижной на базе автомобиля МАЗ с прицепом и стационарный. Стационарный планируется разместить в командно-диспетчерском пункте МЧС на аэродроме Липки в Минске. 

— Сейчас готовим БЛА «Буревестник» к полетам. На днях проведем тестовые запуски, — поделился напоследок планами Евгений Филягин. — Наши летательные аппараты летают в любое время суток, практически в любую погоду. Ведь мы работаем со спасателями. У них нет времени ждать, когда утихнет ветер или пойдет дождь. Пожары и паводки требуют постоянного отслеживания аварийной ситуации в реальном масштабе времени для принятия своевременных действий со стороны спасателей. 

gorbatenko@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter