В небе над Нарочью

Русские и французы вместе воевали в Беларуси за 30 лет до полка "Нормандия - Неман".
Русские и французы вместе воевали в Беларуси за 30 лет до полка "Нормандия - Неман". Впрочем, понятия "русские" и "французы" выглядят весьма условно. Здесь белорус, латыш и эстонец; русский, принявший французское гражданство; француз, служивший в русской армии... Они геройски воевали вместе, а некоторые из них падали на белорусскую землю.

Нарочанская наступательная операция русской армии - крупнейшее сражение Первой мировой войны на территории Беларуси. Никогда земля нарочанского края не была так обильно полита кровью. В братских могилах, заросших папоротником и лесом, покоится прах 100 тысяч солдат и офицеров. Среди 1.018 офицеров - и те, кто сражался в небе над Нарочью. Кто они? Что мы знаем о них?

Из сводки Ставки Верховного Главнокомандующего русской армии: "Севернее озера Мядзиол (ныне оз.Мядель. - Авт.) прапорщик Томсон на аппарате "Ньюпор" преследовал немецкий "Альбатрос" и гнал его до м. Кобыльники (ныне д. Нарочь). "Альбатрос" ушел по направлению северо-запад, а Томсон, обстреляв из пулемета лагерь на аэродроме в районе Кобыльники, благополучно возвратился".

Датировано 16 июля 1916 года. Речь идет об аэродроме 10-й немецкой армии, на котором базировалось около 60 самолетов и аэростатов "Цеппелин". Аэродром русской армии располагался в д. Будслав, где и штаб 2-й армии. Грандиозное сооружение будславского костела было прекрасным ориентиром для русских авиаторов.

Эдуард Мартынович Томсон родился в городе Пярну, авиационный спортсмен. В августе 1914 года был на соревнованиях в Германии. С началом войны его как русского подданного интернировали. Томсон совершил дерзкий побег, добрался до Франции, добровольно вступил во французскую армию, участвовал в сражении при Бельфоре, был тяжело ранен. Воевал настолько смело, что даже немецкие газеты поместили о нем очерк. "Приключения летчика Томсона на французском фронте".

Вот строки из донесения русского военного агента (атташе): "Русский подданный авиатор Томсон, возвратившийся в Россию для поступления на русскую службу, ходатайствует о приеме его в авиационный отряд действующей армии. Томсон летает на "Моране".

Вот еще сводка: "15 июня 1917 года летчик 11-го корпусного отряда су-лейтенант французской службы Федоров атаковал... противника и победил его. Противник с большим снижением быстро полетел к своим окопам..."

Виктор Георгиевич Федоров эмигрировал во Францию после 1905 года. С объявлением войны добровольцем поступил во французскую армию, где окончил авиационную школу и был произведен в су-лейтенанты. С января 1916 года почти каждый день он ведет воздушные бои под Верденом, уничтожает врага. Французы прозвали Федорова "воздушный казак Вердена", наградили орденами за храбрость, в том числе орденом Почетного легиона.

"Вы удвоили славу, покрывшую знамена Верденской армии. От имени этой армии благодарим Вас за услуги, оказанные Франции". Эти строки - из приказа маршала Жоффра о производстве сержанта Федорова в су-лейтенанты (младшие лейтенанты).

Как выдающийся летчик, сбивший 16 немецких самолетов, он был командирован французским правительством в Румынию. Но ввиду крайней нужды России в инструкторах по тактике воздушного боя Федоров после личного свидания с командующим авиацией действующей армии великим князем Александром Михайловичем согласился перейти на службу России. Но непременно в качестве французского офицера, на одинаковых условиях с офицерами французской военной миссии. Великий князь заверил Федорова, что он не будет привлечен к ответственности (подразумевались события 1905 года) за политическое прошлое.

Так Федоров оказался снова на земле Беларуси. Он попадает в 11-й корпусной авиационный отряд, который входил во 2-ю истребительную группу. Командовал ею замечательный русский ас капитан Евграф Крутень. (Прошел боевую стажировку во Франции и Англии, был инициатором специальных истребительных авиагрупп, разработал более 20 способов атаки. Сбил 15 самолетов противника.)

Накануне революции в России Федоров возвращается во Францию - и вновь на фронт. В последнем бою "казак Вердена" сбивает 6 немецких самолетов и... падает на землю. До конца Первой мировой войны осталось 4 дня...

Вот другой пилот, тоже герой Вердена - латыш Эдуард Пульпе. Французы называли его "летчик с вулканом в сердце". В одном из боев он вступил в единоборство с 8 самолетами противника, сбив два, остальные обратились в бегство. Су-лейтенант Пульпе тоже попал на русский фронт, где и погиб в неравном бою. В его неотправленном письме есть такие строки: "Не нужно мне хвалы и венков, лишь одного хочу - победы... Умру, как все. Мои мысли будут о Тебе, мое Отечество Россия, о моей колыбели - Латвии".

А вот наш земляк! Газета "Русское слово" от 13 апреля 1916 года, заметка "Подвиг "Ильи Муромца". "Личный героизм наших летчиков стоит значительно выше технических средств противника. На днях один из наших кораблей, взяв двадцать пудовых бомб, направился на бомбардировку стратегической железнодорожной станции. Командиром корабля был поручик К., его помощником - подпоручик Я. Несмотря на ураганный огонь, командир смело снизился для лучшего бомбометания и, сделав круг над станцией, сбросил 13 бомб. Один из зенитных снарядов разорвался под корпусом корабля, другой впереди аппарата. Тяжело раненый, истекающий кровью летчик нашел в себе силы, чтобы сделать еще один облет станции и сбросить еще 7 бомб. В это время еще один снаряд повредил три мотора бомбардировщика... Корабль дотянул до аэродрома. Механики обнаружили в самолете 64 дырки".

Командиром этого самолета был Авенир Маркович Костенчик. Родился в Гродно в 1889 году в семье белорусов. Первый командир первого в мире тяжелого бомбардировщика того времени "Илья Муромец", который производился на Русско-Балтийском заводе в Риге. О подвиге и мужестве нашего земляка писали многие газеты и журналы России.

Умер герой в нужде и одиночестве в 1935 году, на 46-м году жизни. Похоронен на кладбище в г. Столбцы. Надпись на скромном памятнике гласит, что здесь лежит Авенир Маркович Костенчик, офицер бывшей царской армии, кавалер ордена св. Георгия, капитан воздушного корабля "Илья Муромец".

Сегодня его могила взята под охрану государства и приобрела ухоженный вид, а ведь совсем недавно она была заброшена и забыта, как и те братские могилы под Нарочью...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter