В науке нет проторенных путей

Заметки с Первого съезда ученых
Заметки с Первого съезда ученых

«Идеи не умирают, умирают их носители. Обязательно пометьте это древнее выражение в своем блокноте», — напутствовал меня участник съезда ученых, ректор БНТУ Борис Хрусталев. К этой мысли во время проходящего во Дворце Республики большого события я возвращался не раз. Прозрения Архимеда, Ньютона, Белла, Циолковского, Эйнштейна в корне изменили образ жизни человечества. Шло время, появлялись другие гении–носители. Старые идеи преображались, преломлялись, получали оригинальное воплощение. И ближе к концу ХХ века, когда казалось, что открыть что–то принципиально новое уже невозможно и известный бард в сердцах пропел: «к ногам упали тайны пирамид» и «больше нет на «эврику» надежд», на свет рождались совершенно новые технологии. Сотовая связь, лазерные диски, Интернет (в его современном оформлении).

Идеи не умирают. Они ищут одержимых людей, которые помогут им развиваться...

Меня, да и, уверен, не только меня, всегда занимал вопрос: смогут ли ученые такой пока еще не слишком богатой страны, как Беларусь, выдать на–гора нечто принципиально новое? То, что необратимо улучшит жизнь всего населения Земли. Очевидно, в наше время, когда любая прорывная технология может принести доход в миллиарды долларов, наука становится важнейшим рычагом развития экономики. Находки ученых, поставленные на производственный конвейер, способны обогатить страну.

В Беларуси, надо сказать, это прекрасно понимают. Не случайно нынешнее пятилетие должно стать этапом инновационного развития. Конечно, одно дело провозгласить. Другое — сделать реальностью. Как заметил вчера один из участников съезда, наивно ждать от ученых сплошных глобальных открытий (впрочем, ожидать хотя бы нескольких все–таки стоит). Но надеяться на качественную, творческую работу, повышающую эффективность нашей экономики и соответственно улучшающую жизнь населения, вполне правомерно. В этом отношении вчерашний съезд, как выразился председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович, стал «моментом истины».

«Что должна дать наука стране сегодня и на перспективу? — обозначил ключевой вопрос руководитель НАН и сразу расставил акценты. — В научной среде есть объективное понимание того, что эффективность нашей деятельности должна быть больше».

Да, есть у белорусской науки неоспоримые достижения. Взять, к примеру, машиностроение. За последнее время в стране созданы десятки высокотехнологичных машин. Они пользуются устойчивым спросом на экспортных рынках. «Это результат совместной работы Министерства промышленности и научно–конструкторских бюро предприятий, которые стали активнее работать с научными учреждениям», — прокомментировал Михаил Мясникович.

А вот другой индикатор, демонстрирующий, что сектор науки не зря ест свой хлеб. Затраты государства на освоение новых видов продукции быстро окупаются. На один рубль вложений в бюджет возвращается 25 рублей. В то же время есть показатели, которые не радуют ни ученых, ни производственников, ни чиновников. Наиболее красноречивый такой: только 12 процентов технологий в стране соответствует мировому уровню. Это тревожная цифра. Нужно скорее наверстывать упущенное, чтобы не попасть в группу аутсайдеров мирового рынка. И в этой связи особенно остро встает вопрос рационального использования денежных средств. Финансировать все направления, в том числе и не дающие осязаемой практической пользы, государство нынче — в отличие от советских времен — не в состоянии. И Михаил Мясникович, выступая на съезде, рассказал, что в Академии наук современные тенденции четко осознают. Решениями президиума НАН неэффективные направления, финансируемые из бюджета, закрываются (за последнее время было свернуто 60 неэффективных проектов). Сэкономленные средства направляются туда, где можно с уверенностью ожидать отдачи.

В то же время, по мнению руководителя академии, бывают случаи, когда формула «будет эффективный проект — будет и финансирование» не срабатывает. Например, в прошлом году объем отраслевых инновационных фондов составил 1,6 триллиона рублей. Из этой суммы на науку и финансирование работ по подготовке и освоению производства наукоемкой продукции направлено только 10 процентов. Вместо положенных 30. То есть получается: многие разработки остались в стороне от финансовых потоков. С другой стороны, Михаил Мясникович признал, что ученым зачастую следует действовать активнее, предлагать себя производству... «Глобальная конкуренция не терпит слабых и неконкретных», — резюмировал он.

Продолжая тему взаимодействия науки и реального сектора, министр образования Александр Радьков высказал мнение, что сегодня актуально проведение контактно–кооперационных бирж. Эта форма позволяет сопоставить запросы промышленных предприятий с возможностями и предложениями научных организаций.

В своем докладе министр большое внимание уделил и проблемам обеспечения науки кадрами. Здесь наблюдается определенная диалектика. С одной стороны, в Беларуси очень много талантливой молодежи. Особенно сильны наши ребята в точных науках. Александр Радьков напомнил, что не так давно на чемпионате мира по программированию команда БГУ заняла 1–е место. Прославил страну на мировой арене белорусский шестиклассник Гена Короткевич, завоевавший золотую медаль на международной олимпиаде по информатике. Есть в Беларуси самородки, и их немало! Однако как складывается их судьба после поступления в вуз или после его окончания? К сожалению, признал Александр Радьков, золотая молодежь, взрослея, нередко теряется в общей массе. С ней не работают, не направляют талант в нужное русло.

Тревожной тенденцией является отток молодежи из науки в частный бизнес или на высокооплачиваемые места на госпредприятиях. Вот не слишком оптимистичная статистика: за последние годы количество докторских диссертаций сократилось в 3,5 раза. «Нам предстоит разработать конкретные меры по привлечению молодых ученых и талантливых специалистов в научную отрасль. Во многом эту проблему поможет решить и недавний указ о повышении размеров доплат за ученые степени, – сказал Александр Радьков. — Безусловно, нам надо поднимать престиж науки».

...Масса других проблем и предложений была озвучена вчера во Дворце Республики. В одном материале все и не перечислишь. Но хотелось бы воспроизвести еще одну запись из моего конспекта.

Любопытную тему обозначил Сергей Жданок, директор Института тепло– и массообмена Национальной академии наук. Тормозом в развитии науки и экономики является, по его словам, нежелание наших промышленных предприятий рисковать, внедряя новейшие проекты. «У ученых должно быть право на риск и право на ошибку. Без риска мы можем только незначительно модернизировать и производить косметическое обновление старых технологий. И поэтому я хочу, чтобы те, кто вырабатывает правила игры на нашем рынке, обратили внимание на этот момент», — обозначил свою позицию академик. Андрей Дюжев, директор Головного специализированного конструкторского бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике, поддержал коллегу: «Необходимо закрепить право на риск и ошибку новаторов на законодательном уровне, поскольку многих сегодня сдерживает груз чрезвычайно высокой ответственности за результаты инноваций».

Этот важный тезис, как и многие другие, озвученные на вчерашнем съезде, получил предметный комментарий Президента.

Кстати

Вчера Президент подписал Указ № 554 «О некоторых вопросах совершенствования организационной структуры Национальной академии наук Беларуси». Документом предусматривается создание в Национальной академии наук двух научно–практических центров и двух государственных научно–производственных объединений. Указ будет опубликован в одном из ближайших номеров «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter