"Эстамп" - так просто и емко называется персональная выставка художника-графика Владимира Хина (Провидохина), проходящая в Национальной библиотеке в галерее "Атриум".
Открывая ее, сам виновник торжества был немногословен. Зато выступавшие, а это коллеги и друзья художника, добрых слов не жалели, своего восхищения увиденным не скрывали.
Семьдесят семь работ Владимира Провидохина встретили зрителей и вовлекли в кружение по галерее.
Я давно знаком с творчеством мастера. На республиканских выставках часто встречал его эстампы, но в таком объеме его работы увидел впервые. Высочайший профессионализм, точность художественного высказывания, метафоричность и афористичность - вот те основы, на которых держится творчество известного графика.
Можно долго рассказывать о каждой линогравюре, подбирая слова, но это будет лишь робкая попытка объяснить увиденное. Чем дольше и пристальнее глядишь на любой из графических листов, тем больше открывается скрытых смыслов, заложенных и зашифрованных автором. Созерцание становится бесконечным погружением в размышления автора о времени, в котором мы живем. Пластический язык вроде бы прост, изображение понятно, но ясность и прозрачность всегда неоднозначны.
Владимир Провидохин работает сериями графических листов, посвящая их разным темам. Иногда это знаменитые писатели и мыслители прошлого. Художник интерпретирует прочтенное и пережитое, переводя слова в видимые образы. Не создает иллюстрации, а делает что-то совершенно новое. С его образами можно спорить, а можно и принимать, что чаще всего и происходит.
“Мы - не новое поколение ХХI века, мы - продолжение старого на пороге будущего с проблесками нового мироощущения. Гравюра создается в несколько этапов, но для меня жизнь и творчество есть состояние духа, то есть мир времени. Это другая система координат, другое измерение, где все в одном и из одного рождается все… Полярность черного и белого отображает энергию пространства и времени и через трансформацию создает новый пластический мир гравюры, мир взаимодействия Человека, Неба и земли…» - утверждает Владимир Провидохин.
В его работах множество видимых и скрытых отсылок к мастерам гравюры прошлого. Он смело использует приемы своих предшественников, но при этом остается самим собой. Он узнается сразу: по стилистике, по напряжению черного и белого, по композиции цветных объемов, по выразительности линии резца.
"На горной вершине
ночую в покинутом храме.
К мерцающим звездам
могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой".
Эти стихи великого китайского поэта вырезал художник. Мне думается, что они приоткрывают его внутренний мир, подсказывают зрителю, как следует воспринимать творчество.
Когда-то давно, в виденных мной работах, Владимир Провидохин работал с изображением букв, слов, предложений. Вырезал на линолеуме и досках стихи великих поэтов прошлого, дополняя их изображениями вполне реальных вещей: солнца, туч, звезд, деревьев, птиц и фигурок людей. И сразу же известный стих прочитывался и начинал звучать иначе. Иногда пронзительней и тоньше, показывая то, что ускользало от внимания, открывая зрителю новые горизонты.
В Национальной библиотеке проходит персональная выставка художника-графика Владимира Хина
Фото:
Денис МАЛЫШИЦ