В настоящее надо смотреть из будущего

Так считает заслуженный архитектор Республики Беларусь, академик Российской академии архитектурных и строительных наук, профессор международной Академии архитектуры в Софии Леонард Викторович Москалевич. Выставка его акварелей открылась на малой родине — в Светлогорской картинной галерее.

Автор таких проектов, как комплекс телерадиовещательного центра в Минске, реконструкция жилой территории “Веснинка” по проспекту Победителей, комплекс 9—16-этажных домов на проспекте Дзержинского, комплекс зданий СНГ на проспекте Победителей... По проектам Москалевича были построены и Дом культуры в колхозе “Советская Белоруссия” Каменецкого района Брестской области, удостоенный бронзовой медали ВДНХ СССР, и (совместно с архитекторами Григорьевым, Ласкавой) пансионат Совета Министров БССР на Заславском водохранилище, отмеченный дипломом Союза архитекторов СССР. А еще — Национальный выставочный комплекс “БелЭкспо”, что на проспекте Победителей в белорусской столице, Белорусский государственный университет культуры и искусства...
“Я — архитектор. И чувствую постоянную ответственность не только за каждый свой проект, но и за то, какой будет архитектура моей страны сегодня и завтра”, — такое признание сделал Леонард Викторович Москалевич в альбоме “Жизнь, посвященная архитектуре. Архитектура, посвященная жизни”, выпущенном к его 70-летию.
Всю жизнь он рисует и зарисовывает памятники зодчества, о встрече с которыми когда-то мечтал. Кстати, приобщиться к рисованию ему помог еще в детстве паричский начинающий художник Иван Вахомчик. А родился Москалевич в 1936 году в деревне Козловка Светлогорского района в семье учителей. Едва ему исполнился год, как отца репрессировали, назвав “польским шпионом”. Только спустя 20 лет сообщили о его полной реабилитации. Детство отняла война. Беженство, партизанская жизнь, смерть младших брата и сестры, блокада... После окончания Паричской средней школы Леонард стал студентом архитектурного факультета Белорусского политехнического института. На шестом курсе сделал такой оригинальный дипломный проект, что его пригласили в мастерскую по проектированию белорусского павильона на всемирной выставке “Экспо-67”. Потом годы работы в Брестском филиале Белгоспроекта. В 1965-м возвратился в столицу, в Минскпроект. В 1989-м Москалевич осуществил свою давнюю мечту — создал персональную творческую мастерскую, своеобразную лабораторию, в которой испытываются новые архитектурные идеи и направления.
В Светлогорской районной центральной библиотеке и в галерее состоялись встречи Москалевича с земляками. А его персональная выставка стала своеобразным путеводителем по лучшим мировым архитектурным памятникам, которые архитектор и художник всегда рисовал много и с удовольствием.

19 сентября 1992 года светлогорцы впервые посетили свою картинную галерею. Уже тогда по предложению одного из ее организаторов, местного художника Германа Прянишникова, галерея имела очень ответственное название: “Традиция”. Среди ее основателей были тогдашний председатель горисполкома, а ныне председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон и журналист, писатель Изяслав Котляров, который долгое время был директором галереи. В июне 1995 года решением горисполкома “Традиции” было присвоено имя Германа Прянишникова. Своеобразным признанием галереи стали персональные выставки известных не только в Беларуси художников — Ващенко, Щемелева, Шаранговича, Стельмашонка, Кищенко, Савицкого, Данцига, Басалыго, Счастной и многих других. Здесь показывал свои фотоработы Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Республике Беларусь Юй Чженьци. Светлогорцы и гости города имели возможность посмотреть персональную выставку живописных работ директора Национального художественного музея Беларуси Владимира Прокопцова, а картины из фонда галереи были представлены на экспозиции в Национальном музее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter