В нашей жизни появились лошади

После переезда мы прикинули трудозатраты и решили: как только появится возможность, приобрести жеребят, которых можно воспитать и вырастить под свои нужды
Овцы стали нашей первой тренировкой перед осуществлением уже давно задуманной «мечты». Вообще, переезд в деревню, особенно на хутор, для человека, любящего природу и животных – это ключ к вдохновению. Все то, что невозможно или сложно позволить себе в городе, можно реализовать здесь. Это огромное поле для эксперимента.

Таким экспериментом являются сейчас для нас наши лошади, мысль о приобретении которых буравила н головы еще задолго до переезда. Но мысль эта казалась тогда слишком дерзкой и нереализуемой.


После переезда мы прикинули трудозатраты и решили: как только появится возможность, приобрести жеребят, которых можно воспитать и вырастить под свои нужды. Плюс еще и  в том, что  жеребята всегда стоят дешевле уже взрослых лошадей. Конечно, необходимо больше времени, труда и терпения, прежде чем доведется испытать счастье от прогулок верхом, падений, разноса «в полях» и прочих радостей верховой езды. Заездка и работа лошади начинается только в три-четыре года. А по сведениям самой древней белорусской книги о лошадях «Гiпiка», заездка кобылы начиналась в 5 лет, а жеребца – в 6. Скелет, мышцы, психика лошади к этому времени окончательно оформлены и готовы к нагрузкам. А до этого хозяину - работа, а жеребенку -  свободный бег, общение и обучение основам поведения с человеком, привыкание к элементам упряжи, к командам, расчистке копыт, наслаждение жизнью, еда и дурачество…

В условиях дикого загорода лошади нам нужны тяжеловозно-упряжного типа, которых можно будет заездить под седло и обучить некоторым видам сельхозработ. Для этих целей идеально подходит местная гордость - белорусская упряжная порода. Это выносливые, достаточно большие и очень крепкие лошади, которые приспособлены к местному климату. А это, поверьте, один из самых главных критериев в выборе животного, которое будет жить в вашем доме, дворе, хлеву или загоне, если, конечно, вы не хотите тратить еще больше сил и средств на его содержание или особенности кормления.

Но наш выбор пал именно на своих «белорусов», тем более, мы нашли фермерское хозяйство, где их содержат и разводят в условиях, максимально приближенных к природным. Хозяева этого удаленного хутора, тоже уехавшие из столицы, осуществили свою давнюю мечту и теперь занимаются сельским хозяйством, организовывают конные походы по лесам, озерам и местным достопримечательностям, а так же прививают людям любовь к природе и прекрасным благородным животным - лошадям.

Первый раз мы приехали посмотреть на жеребят, так как видели их только на сайте хозяйства. Был снежный декабрьский день. Хозяин хутора – Яков – встретил нас и привез к лошадиному «полю» на санях. Потрясающее зрелище – кобылы с подросшими весенними жеребятами, резвящимися на снегу и очень любопытными. Все лошади ухоженные, пушистые (к морозу готовы), добрые даже к посторонним людям. Жеребята сопровождали нас дружной толпой от одной «конемамы» к другой. Посмотрев на весь молодняк, и пообщавшись с каждым любопытным лошадиным подростком, мы влюбились в одного статного, невозмутимого рыжего жеребчика и крепкую, но грациозную мышастую кобылку. Убедившись, что хозяева хутора – люди ответственные, серьезные и добрые, лошади содержатся практически на воле, при этом они человекоориентированные, сытые и спокойные, мы уезжали с уверенностью, что снова  приедем именно сюда.

Нам оставалось пережить новогодние праздники и подготовить место, где наши кони будут жить. Прежние их хозяева порекомендовали нам продолжить их уличное содержание, предупредив о частых болезнях лошадей, содержащихся в деревенских хлевах и сараях. Поначалу это нас пугало, потому что проливные осенние дожди или зимние метели не очень-то хорошо воспринимаются даже из теплого дома. А как подумаешь, что лошади при этом стоят на улице – дрожь пробирает. Но родители этих жеребят выросли под открытым небом, сами они  за свои 10 месяцев жизни ни разу не видели сарая или  конюшни. Шерсть у них была с таким шикарным подшерстком, что, вычесывая их уже по весне, казалось, можно связать из нее хорошее одеяло. То, что требовалось от нас – крепкая просторная левада, чтобы было, где порезвиться жеребятам, хорошая соломенная подстилка, постоянно обновляемая, чтобы было сухо лежать, качественное кормление. И самое главное, что требуется всем животным – это общение с человеком – только благодаря ему они становятся домашними. С кормом было сложно, но мы его нашли. Оставался вопрос с левадой – ее у нас не было, а лошади уже были готовы к отправке.

И вот три дня в 15 градусов мороза мы ваяли. Разводили костры, чтобы немного разогреть землю и вкопать столбы. Обшивали их горбылем и тем, что было под рукой. Работали весь световой зимний день, чтобы успеть к сроку. Доделывали недоработки уже по приезду лошадей. Конечно, за следующие месяцы они несколько раз сломают леваду – мы отстроим новую и крепкую, не раз убегут гулять в леса, поля - мы их найдем по следам, пройдем с ними не один километр пересеченной местности. Потом наши Дукат и Тактика, а так мы назвали этих удивительных созданий, научатся узнавать дом и станут нашими самыми умными, требовательными и пока что самыми крупными членами семьи.

Через некоторое время мы познакомились с людьми, живущими в наших окрестностях, уже опытными «лошадниками», у которых можно было найти ответы на многие вопросы по содержанию, поведению, здоровью лошадей. А главное для нас было найти поддержку, потому что со всех сторон обрушивались горы критики и за приобретение, и за содержание лошадей под открытым небом, и за весь наш отшельнический образ жизни.

Нужно было найти силы верить в себя, в свою идею, в будущее. А настоящее было таким – ночью несколько раз встать и проверить, на месте ли лошади и все ли у них в порядке. Утром – набрать в тачку сено и отвезти на кормежку – 2-3 раза подряд, чтобы лошади наелись. Это сейчас выручает мотоблок с прицепом, а тогда… Затем сходить к колодцу, набрать и принести воды, через час задать овес. Той зимой у нас еще не работал насос. Эта же процедура повторялась днем и вечером, перед сном – порция новой соломы. В промежутках между кормлениями – общение и чистка. В свободные минуты – кормление овец, выгул собак. Когда удавалось пообедать самим – было счастье и удача. Некогда было даже съездить за продуктами в магазин. И тогда здорово выручали соседи. Все имеющиеся средства уходили в первую очередь на корм, а уже во вторую – на еду для себя.

Теперь процессы ухода за животными сведены в лишь иногда нарушаемый алгоритм. Подворье приносит ежедневную радость, пусть и ценой времени, труда и хлопот.

Надо ли нам были такие испытания? Наверное, да. Без этого не поймешь цену труда и не увидишь его плодов, не почувствуешь, для чего эволюция миллионы лет строила наше тело -- ведь не для переселения в виртуальные миры социальных сетей и компьютерных игр?

Возможно, в этих строках кто-то увидит себя и поймет, что не одинок, кто-то убедится в правильности своих замыслов, а кто-то наоборот вовремя осознает, что дело того не стоит. Надеюсь, что в любом случае вы улыбнетесь нашим приключениям на этом нелегком поприще и захотите узнать, что же будет дальше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter