Источник: Знамя юности
Знамя юности

Каскадер Карина Александрова – о травмах, суевериях и «кровавом» гриме

«В нашей профессии стоит бояться того, что делаешь»

Она прошла огонь, воду и медные трубы. Причем в буквальном смысле. Горела в товарном вагоне, тонула в холодной февральской воде, падала с шестиметровой сосны и… дублировала в сценах казни Зою Космодемьянскую (точнее, актрису Анастасию Мишину, которой досталась роль партизанки). То, что для зрителей – экшен и «вау!», для 31-летней Карины Александровой рабочие будни. Карина – профессиональный каскадер. А еще многократный призер Кубка мира по кикбоксингу, мастер спорта по этому виду единоборств и просто красавица.

«Кровавый» грим для каскадера самый привычный

Только строгий расчет


Ее лицо практически всегда остается за кадром, а вот имя можно увидеть в титрах самых кассовых фильмов и сериалов Беларуси, России и Украины. Уже десять лет она разбивается, горит и падает на глазах у всей съемочной группы. Но в ее профессии, признается, нет ни одного лишнего движения, только строгий холодный расчет:

– Многие думают, что каскадеры безбашенные. Это не так. В нашей профессии нужно быть не только очень спортивным, но и бояться того, что делаешь. Если страха нет – рискуешь поплатиться здоровьем. Лишняя секунда и неверное движение могут привести к трагедии. Поэтому мы работаем исключительно в команде, на площадке всегда находятся страхующие.
В каскадерство Карина пришла из кикбоксинга


Долгое время Карина была единственной девушкой-каскадером на «Беларусьфильме». В профессию попала благодаря Роману Королеву – председателю Ассоциации каскадеров и трюкового искусства. Тот в свою очередь заметил ее во время соревнований по кикбоксингу, которому Карина отдала больше десяти лет. В спорт ее привели родители: отец Юрий Самодумский – мастер спорта по легкой атлетике, мама Татьяна Александрова – кандидат в мастера спорта СССР по многоборью.

– Я перепробовала все: занималась художественной гимнастикой, акробатикой, плаванием, но потом попала в секцию кикбоксинга – и задержалась на 12 лет. Стала обладателем Кубка мира среди юниоров, выступала за национальную сборную. Однажды встретила Романа, как раз у здания «Беларусьфильма». Он предложил попробовать себя в каскадерстве: «Приходи завтра в зал, будешь тренироваться». А я девушка рисковая. Пришла, попробовала и осталась. Надолго.

Первая работа появилась практически сразу. В сериале «Псевдоним «Албанец» Александрова играла девушку, которую сбивает машина.

– По сути мы так же, как и актеры, проживаем в кадре чужую жизнь. Но не надо путать нашу профессию с актерской. Каскадер – это, скорее, технический работник. Его задача – подменить артиста в сложных и опасных сценах. Часто, правда, приходится подключать и актерские навыки. Как, например, на съемках «Зои» – картины о последних днях жизни Зои Космодемь­янской. Все сцены с избиениями и финальной казнью – мои.

«Не дышала на всякий случай»


К «кровавому» киношному гриму Карина давно привыкла:

– Меня почти всегда и везде «убивают», редко мои героини доживают до конца ленты. Из недавнего – эпизод фильма «Купала», где по сценарию я умираю в первые же минуты начала массовой манифестации (действие происходит в январе 1905 года). Я не суеверная, отношусь к этому как к работе. Бывают, правда, проблемы со сном. Но это, скорее, из-за пережитых на площадке эмоций.

В этом году, помимо «Купалы» и «Зои», Карина была задействована еще в двух проектах. Одну из картин («Уроки персидского» о Холокосте) снимал в нашей стране американский актер украинского происхождения Вадим Перельман. К слову, военных лент в фильмографии Александровой больше всего. А в «Снайпере» Карина дублировала свою однофамилицу – российскую актрису Марину Александрову. Падала за нее с шестиметровой сосны.

На счету Карины уже более 40 фильмов

– Меня страховали тросы, которые при монтаже убрали с помощью компьютера. В фильме падение выглядит жутковато… Но переживать не стоит: без страховки мы никогда не работаем. Безопасность превыше всего.

Сценически правильно двигаться, красиво падать, безопасно взрываться: важно подготовить к трюкам не только тело, но и площадку. Например, элементарно очистить яму или обрыв от камней или веток – всего того, из-за чего можно получить травму.

– Правильно падать мы учимся на тренировках. Пока отрабатывается новый элемент, каскадеры получают больше всего травм. На съемках таких ситуаций не возникает. У меня за годы работы серьезных повреждений никогда не было. Но помню, как первый раз горела в кадре. Это случилось в самом начале карьеры. Постановщик трюка довел задачу: сделать максимально глубокий вдох и не дышать, пока не прозвучит команда «Стоп! Снято!». Я так была напугана, что отравлюсь угарным газом, что не дышала еще минуту, наверное, после команды. Так, на всякий случай.

Интересная история произошла на съемках картины «Охота на гауляйтера». По сценарию шел авиаобстрел. Бомба должна была попасть в вагон, где находится моя героиня. Но, не имея возможности выбраться, она там сгорает... И вот сижу на гриме и замечаю: мне заливают волосы лаком. «Вы что делаете? Какой лак?» – говорю. – «Мне же гореть сейчас в кадре!» А девушкам главное, чтобы прическа на экране была красивой. В итоге нашли компромисс: собрали локоны заколкой. А перед выходом на площадку меня напутствовали: «Вы нам, главное, заколку не спалите!» Пообещала вернуть в целости и сохранности.

Сейчас Карина снимается в сериале «Хозяйка горы», где задействованы также Виктория Толстоганова и Анна Снаткина.

– Их задача – сыграть чувства. Моя – сделать все, что они не могут. Но тоже не без эмоций. В этом каскадеры отличаются, например, от спорт­сменов, которых режиссеры иногда приглашают в свои картины. Спортсмены никогда не покажут на камеру красивый бой. У них будет одна установка – нанести точный удар, показать профессиональную драку. А каскадер должен сделать ее красивой, зрелищной и при этом не засветить лицо.

КСТАТИ

В конце сентября Карина Александрова будет задействована в болливудском экшен-боевике, который планируют снимать на территории нашей страны. В съемках примут участие 70 каскадеров, в том числе из России и Польши.

Фото Алексея МАТЮША и из архива Карины Александровой 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter