В Музыкальном театре состоялась премьера оперетты «Прекрасная Елена»

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре состоялась премьера оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» в постановке главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств России Михаила Ковальчика. Премьера приурочена к 80-летию Михаила Станиславовича, которое он отметил в этом году. Перед показом юбиляра тепло поздравили директор театра Сергей Пукита и художественный руководитель театра Адам Мурзич.


– «Прекрасная Елена» – сложнейший музыкальный материал, – считает Адам Мурзич, – сам композитор называл эту оперетту оперой. Она написана на выдающиеся голоса, на выдающееся владение оркестром и хором. Это наш подарок Михаилу Станиславовичу, которого мы бесконечно ценим как мастера с собственным творческим видением. По-моему, у нас все получилось. «Прекрасная Елена» – это большой шаг вперед для нашего театра и наших артистов – и в музыкальном смысле, и в плане драматической игры. Не каждый театр сегодня решится на подобный материал.

Не мог пропустить премьеру отца и его сын, художественный руководитель театра им. М. Горького Сергей Ковальчик:

– Я жду блестящего спектакля, потому что самое сильное место режиссера Михаила Ковальчика – это классическая оперетта, и я удивлен, что за время своей работы в Музыкальном театре он впервые дарит классическую оперетту минским зрителям. Я ждал ее все это время. Именно этот жанр для него самый любимый. Я рад, что эта работа состоялась, что театр откликнулся на это рискованное творческое предложение.


По определению самого композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» – опера-буфф. За 150 лет существования ее ставили почти все музыкальные театры мира. Спектакль переносит нас в Древнюю Грецию. Действующие лица оперетты – музы, боги и богини древнегреческих мифов, которые живут среди древнегреческих граждан – царей, поэтов и других представителей демоса. В основе сюжета – миф о похищении троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, дочери Зевса и Леды и жены спартанского царя Менелая, в результате чего началась Троянская война, воспетая в поэмах Гомера. Древний миф изложен остроумно и иронично, с оригинальными шутками и задевающими за живое каламбурами. Тема противостояния гармонии и хаоса, мира и вражды становится в премьере ключевой.

В премьерном спектакле получился на редкость слаженный актерский ансамбль. В роли Елены предстала народная артистка Беларуси Маргарита Александрович. Царя Менелая воплотил заслуженный артист Беларуси Виктор Циркунович. В образе жреца храма Марса, коварного Калхаса, затевающего интригу, направленную на вражду, зрители увидели заслуженного артиста Беларуси Антона Заянчковского. Влюбленного Париса исполнил Евгений Ермаков. Свое актерское обаяние вносят Лидия Кузьмицкая в роли Парфениды и Ольга Железкая в образе служанки Елены Порции. Сергей Сутько примерил на себя доспехи легендарного полководца Ахилла.


– В классической оперетте к артистам предъявляются более повышенные требования, – считает Михаил Ковальчик, – и наши артисты с честью их выполнили. Но «Прекрасная Елена» – это еще и настоящая комическая опера. Музыка и сам жанр оперы-буфф – это новая высота для нашей труппы. Буфф, буффонада – жанр, в котором все несколько преувеличено, в нем много острот, гротеска, в некотором смысле это карикатура – и здесь важно удержаться на грани. Откровенной пародии и хохмачества все-таки быть не должно.

За дирижерским пультом «Прекрасной Елены» блистает главный дирижер театра Юрий Галяс. Декорации придумал главный художник Андрей Меренков, художником по костюмам выступил Илья Подкопаев. Хореографию поставила главный балетмейстер балета оперетты и мюзикла Елена Дмитриева-Лавринович.

Народная артистка Беларуси Наталия Гайда не скрывала на премьере радости, оттого что репертуар театра пополнился изысканным произведением Оффенбаха.


– Я думаю, сам по себе спектакль для восприятия несложный, – считает Наталия Викторовна. – В том смысле, что все читали древнегреческую мифологию, знакомы с ее героями. Другой вопрос, что мифология преобразована здесь в яркий театральный спектакль, в котором все достаточно красочно, красиво и преувеличено. Но это не чистое развлечение, премьера ставит перед зрителем свои вопросы, он должен задуматься над ними, сделать свои выводы. Есть, на мой взгляд, и уместные современные ассоциации: всегда лучше торговать, а не воевать.

По словам Наталии Викторовны, театр впервые осваивает своеобразный музыкальный мир композитора Оффенбаха:

– Мы впервые с ним столкнулись, как-то прошли мимо этого композитора, а он не такой простой. Оффенбах – это и комедия, и ирония, и шутовство, и лукавство, если хотите. И не так просто все его грани сразу освоить. Их надо разгадывать постепенно. Думаю, спектакль будет расти и совершенствоваться в дальнейшем.

Второй премьерный показ оперетты «Прекрасная Елена» пройдет в Музыкальном театре сегодня, 11 ноября, в 18:00.

















Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter