В Музее истории театральной и музыкальной культуры открылась выставка, посвященная юбилею Игоря Лученка

В Музее истории театральной и музыкальной культуры открылась выставка "Очарованный музыкой", посвященная юбилею народного артиста СССР Игоря Лученка. Это продолжение торжеств, начавшихся еще 6 августа и обещающих растянуться минимум до конца января. Оно и понятно: в стране осталось лишь трое народных артистов СССР. А Игорь Михайлович – больше чем "народный". Это целая эпоха, это визитная карточка страны.

– То, что вы сделали для национальной культуры, еще долго будут осмыслять ученые, – сказал на открытии выставки, обращаясь к юбиляру, председатель Белорусского фонда культуры Тадеуш Стружецкий. – По вашим песням узнают Беларусь, и сами белорусы в ваших песнях себя узнают. Эти песни стали не только публичными, концертными, но и домашними, задушевными, личными. Можно произнести массу патриотичных слов, а можно послушать “Мой родны кут, як ты мне мілы”, и это будет сильнее и эмоциональнее, чем любые самые правильные трактаты.

Игорь Михайлович – как всегда, скромный и спокойный, – без пафоса и ложной стеснительности выслушивает юбилейные речи.

– Как вы себя чувствуете? – улучив момент, спросила я.

Вопрос тем более уместный, что он в свои немалые годы успел с утра побывать в Марьиной Горке, где стараниями директора Пуховичского краеведческого музея Александра Прановича открылась выставка в его честь.

– Прекрасно! – ответил юбиляр.

– Если хотеть сказать об Игоре Михайловиче одним словом – он неугомонный, – рассмеялся многолетний друг композитора, выдающийся фоторепортер и журналист Юрий Иванов. – Я едва сумел его разыскать! Если бы Северный флот прислал за ним самолет, он бы и туда, наверное, полетел!

– Да-да! – воскликнул Лученок, и глаза его по-молодому вспыхнули.

Юрий Сергеевич Иванов – автор практически всех представленных на выставке фотографий, за исключением старых семейных снимков, которые когда-то сам композитор передал музею.

Вот эти фотокарточки, а рядом – запечатленные на них семейные реликвии. Скрипка, на которой играл отец композитора Михаил Лукич Лученок, и его вышитая рубаха. В молодости этот удивительный человек исколесил всю Беларусь с бродячей труппой Владислава Голубка. А после перевез из Язовки в Марьину Горку родительский дом и работал врачом в железнодорожной амбулатории. Тот дом на улице Фрунзе и сегодня обитаем…


А на фотографиях Юрия Иванова – совсем другая эпоха. Вернее, эпохи, потому что они охватывают добрых полстолетия из жизни композитора. По ним можно проследить, как менялся его облик, какие люди в разное время его окружали. А люди были самые разные, от артистов сельской самодеятельности до Кобзона.

И все же главное сокровище выставки – это авторские рукописи, предоставленные нотно-научной библиотекой Белорусской академии музыки. В стеклянных витринах разместилось целое собрание редких книг, грампластинок и нот, так или иначе связанных с именем Лученка, но автографы песен – самое ценное. Тут и "Верасы" на слова Иосифа Скурко, и "Жураўлі над Айчынай", и "Спадчына" на слова Янки Купалы, и партитуры "Хатынь", "Памяти Виктора Хары".



– Мы отобрали из наших фондов рукописные материалы, которые крайне редко покидают пределы библиотеки, – поясняет ее директор Анна Гамеза. – У вас есть уникальная возможность познакомиться с авторскими рукописями Игоря Михайловича. Посмотреть, как создавались его произведения. Эти рукописи служат для исполнения музыки. На них везде исполнительские пометки и ремарки.

Всего же, по словам Анны Анатольевны, в консерваторской библиотеке хранится порядка 300 нотных рукописей Лученка. Директор Музея истории театральной и музыкальной культуры Зинаида Кучер тут же выдвинула идею показать эти сокровища на отдельной выставке, снабдив их музыкальными иллюстрациями. Кстати, и нынешняя экспозиция – тоже ее детище, на мой взгляд, очень удачное.



Игорь Михайлович решил с новой выставкой не ждать, а организовать музыкальные иллюстрации прямо на месте. Он сел за пианино, и объединенный хор посетителей исполнил "Мой родны кут, як ты мне мілы…", потом, с приплясываниями, "Польку беларускую" и в конце, со слезами на глазах, "Помнит Вена…"


Фото: Юрий Иванов, Любовь Даниленко, Дмитрий Елисеев


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter