В Музее истории белорусского кино открылась выставка памяти художника Михаила Карпука

Выставка так и называется: «В кадре и в жизни». 60 работ, отражающих все многообразие творческого облика художника: портреты, пейзажи — карандашом, маслом, пастелью, — эскизы к фильмам и телепередачам.

Николай Пограновский, Игорь Авдеев и Андрей Карпук на открытии выставки М.А. Карпука в Музее истории кино

Творчество Михаила Карпука не впервые демонстрируется в этих стенах.

— Наш музей давно с ним дружит, — рассказывает заведующий филиалом «Музей истории белорусского кино» Игорь Авдеев. — К его 80-летию здесь была организована грандиозная выставка, которая побила рекорд нашего музея по количеству представленных работ. С тех пор контакты продолжались. Мы планировали выставку к 90-летию Михаила Андреевича.

Но до девяностолетия художник не дожил. И как раз весной 2020 года на нашу землю пришла пандемия…

Теперь, когда заболеваемость пошла на спад и страхи улеглись, публика вновь устремилась в музеи.

— И сегодня, — говорит Игорь Олегович, — эту дань памяти мы отдаем. 

Искусство Карпука действительно неотъемлемо от истории белорусского кино, но точно также неотъемлемо оно и от истории белорусского изобразительного искусства.


Уроженец деревни Мыкшицы, в двух километрах от местечка Высоко-Литовск (ныне Высокое Каменецкого района), с самого раннего детства любил рисовать. Рисовал, сколько себя помнил, каждую минуту, когда мог дотянуться до карандаша.

Поразительно, что в тяжелые послевоенные годы деревенский мальчишка с самого дальнего, западного края Беларуси, еще недавно бывшего под Польшей, дольше всех страдавшего под немецко-фашистской оккупацией, нашел в себе и смелость, и силу осуществить свою мечту.

В 1948 году он поступает в недавно открывшееся Минское художественное училище имени Глебова. В 1950 году его призывают в армию, учеба прерывается, но в 1953 году, продолжая службу, он возвращается в училище, спустя три года оканчивает его, и тут-то начинается его карьера телевизионщика и кинематографиста.

С 1956 по 1970 год Михаил Карпук работает художником-постановщиком на Белорусском телевидении. Его творческий диапазон безграничен — концертные программы, детские передачи, литературные постановки, телевизионные спектакли и фильмы. 

Самая знаменитая из его тогдашних работ — трехсерийный телевизионный фильм «Вся королевская рать», премьера которого на телеэкранах страны состоялась 28 августа 1971 году. Фильм по мотивам изданного в 1946 году романа американского писателя Роберта Пенна Уоррена — совместное творение режиссеров Наума Ардашникова и Александра Гутковича, с музыкой видного московского композитора Романа Леденева, с участием советских экранных звезд Георгия Жженова, Михаила Козакова, Аллы Демидовой, Анатолия Папанова, Ростислава Плятта и других, вобрал в себя все лучшее, что было в советском телевизионном кинематографе.

Играли в фильме и белорусские актеры Александра Климова, Ростислав Янковский, Иван Шатило, Виктор Тарасов, Борис Владомирский, Владимир Дедюшко. 

Неудивительно, что, пройдя такую школу, Карпук продолжил свою карьеру уже на киностудии «Беларусфильм», где самой знаменитой его работой стал трехсерийный фильм Валерия Рубинчика «Последнее лето детства», вышедший на экраны 7 ноября 1975 года. 

Всего же Михаил Карпук как художник-постановщик успел поработать над добрым десятком фильмов, и большинство из них оставили след в истории кино. В 1978 году он вступает в Союз кинематографистов СССР.

Но параллельно с этим в жизни Михаила Карпука развертывается совершенно другая мелодия. 

В 1956-1962 годах без отрыва от телевизионных трудов Михаил Карпук учится на факультете графики Московского полиграфического института. Этот факультет, между прочим, оканчивали такие известные белорусские художники, как Валентин Губарев и Иван Протасеня.

В 1969 году Михаил Карпук — за девять лет до вступления в Союз кинематографистов — становится членом Союза художников СССР.

В 1970-1971 годах он создает художественный образ мемориального дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке.

Но с каждым годом все больше усилий, сердца и души Михаил Андреевич отдает станковой живописи и графике, и с 1983 года вся его жизнь сосредоточивается в пределах его мастерской. 

— Михаил Андреевич Карпук — универсальных художник, — сказал в своем выступлении на открытии выставки искусствовед Николай Пограновский. —  Михаил Андреевич плодотворно работал в кино и на телевидении. Но, помимо этого, он писал белорусские пейзажи — в живописи, в акварели. Очень любил рисовать пейзажи карандашом, что нехарактерно для белорусских художников. У нас пишут либо пейзажные акварели, либо маслом. А он еще не ленился сидеть и оттачивать карандашиком каждый пейзаж, который ему очень хотелось показать. Это не просто пейзаж, это любовь к белорусской природе. 

И да, эти карандашные пейзажи — самая впечатляющая, как по мне, часть выставки. Я и представить не могла, что возможно так нарисовать простым карандашом небо. Ветер. Облака. Цветущие деревья. Все оттенки зелени в июньскую пору.

И портреты — карандашом, сангиной… 

— Известных людей, малоизвестных, но очень характерные, — говорит Пограновский. —  Не хочу никого обидеть, но не все художники так четко и ясно передают портретное сходство. Чего нельзя сказать о Михаиле Андреевиче. Он всегда заботится, во-первых, о портретном сходстве, во-вторых, об образе. Образ должен быть обязательно, и ему всегда это удавалось. 

Каждый портрет — откровение.

Поэтому низкий поклон организаторам выставки — сыну Андрею и дочери Елене, — которые вкладывают и душу, и средства в демонстрацию работ своего отца.

— Когда отец ушел из жизни, нам пришлось в оперативном порядке освобождать мастерскую, перевозить его работы в обычную квартиру и складывать в стеллажах, — рассказывает Андрей Михайлович Карпук. — Слава Богу, помогли мои друзья. И когда мы все это сделали, то посмотрели и подумали, какое же огромное наследство. И это не какая-то там недвижимость, а наследство нематериальное, его работы. И мы поняли, что должны показать эти работы людям, потому что в них есть огромный внутренний заряд.


Да, многое из созданного им хранится в музеях, в частных коллекциях, но многое оставалось в мастерской, и из этого удалось уже собрать пять выставок, которые наверняка будут ездить по стране. 

Есть такое понятие — культурный ландшафт, — говорит Андрей Михайлович Карпук. — Это среда, созданная человеком. Это историко-культурные ценности, это традиционный образ земледелия, это ландшафты — их же человек формирует! Наш отец очень любил белорусский культурный ландшафт и эту любовь вложил в свои работы. Посмотрите портреты — это простые люди, крестьяне. Там есть и актеры, ведь он в такой среде работал. Но в основном он рисовал простых людей. Рисовал с любовью. Для меня это и есть патриотизм: без лозунгов, без криков. Патриотизм — это любовь.

И эта любовь изливается из каждой выставленной работы. Так что памятник художнику получился прекрасный, простой и негромкий, каким был он сам, каким и должно быть настоящее искусство.  

Михаил Карпук. Автопортрет. 1980. Бумага, карандаш. 50х42 см

Михаил Карпук. Вечереет. 1985. Бумага, сангина. 43х63,5 см

Михаил Карпук. Жатва. Летний день. 1983. Бумага, карандаш. 38х61 см

Михаил Карпук. Портрет отца. 1969. Бумага, ретушь. 45х34 см

Михаил Карпук. Талая вода. 2015. ДВП, масло. 59х97 см

Михаил Карпук. Цветение. 1983. Бумага, карандаш. 36х62 см
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter