В Могилевской стороне... Белорусско-Российский университет в Могилеве стал экспериментальной площадкой, позволяющей системам образования двух государств развиваться и обогащаться, используя положительный опыт друг друга.

Создание этого совместного белорусско-российского  учебного заведения  стало одной из первых ступенек в практической реализации программы строительства Союзного государства. Соглашение между правительствами двух стран об учреждении вуза было принято девять лет назад, но для того чтобы решение воплотилось в реальность, потребовалось еще три года. Дело оказалось не таким простым, как предполагалось первоначально. И в первую очередь потому, что существовали (к сожалению,  существуют и ныне) различия в законодательстве Беларуси и России о высшем образовании. К счастью, в большинстве своем эти трудности удается преодолевать. Хотя и сейчас в вузе обучение ведется по двум программам (белорусской и российской), специалисты сходятся во мнении, что разнятся они незначительно.
– Все эти и другие разночтения преодолимы, – убежден проректор по учебной работе Белорусско-Российского университета Александр Качкало. – Можно с уверенностью сказать, что белорусско-российский вуз стал своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей системам образования двух государств развиваться и обогащаться, используя положительный опыт друг друга. Чтобы такой обмен приносил еще большую отдачу, не без участия и инициативы нашего университета создана Международная ассоциация приграничных вузов России и Беларуси, в которую вошли учебные заведения белорусских Могилевской, Гомельской, а также Смоленской, Брянской, Псковской и Курской областей России.
Принадлежность к системам образования двух стран позволила университету расширить возможности вуза. Например, возникли новые подразделения, непосредственно влияющие на повышение качества подготовки специалистов: в рамках целевой Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств в университете создан центр дистанционного обучения: с помощью интернет–тестирования обеспечивается контроль качества знаний во всех студенческих группах, обучающихся  по российским образовательным стандартам. Правда, все четыре года центр работает в режиме эксперимента. Результаты этой работы таковы, что во Всемирной сети уже выставлены программы по трем специальностям: автоматические электроприводы; автоматические системы обработки информации; методы и приборы контроля качества и диагностики составляющих объектов. И студенты заочной формы обучения теперь получают задания, выполняют контрольные работы, знакомятся с курсами лекций установочных сессий, общаясь с родным вузом в Интернете. А в БРУ приезжают только на экзаменационную сессию. Определенные трудности, считает проректор Качкало, существуют при выполнении лабораторных и практических заданий. Но они тоже разрешимы.
БРУ – уникальное учебное заведение и потому, что его бюджет складывается из двух составляющих: белорусской и российской. Каждая сторона финансирует учебный процесс пропорционально количеству своих студентов. Сейчас в университете подготовка специалистов ведется по 17 специальностям и 25 специализациям по белорусским программам и по 6 специальностям – по российским. По белорусским образовательным стандартам на бюджетной основе обучаются 3178 человек, по российским – 553. Правда, такое разделение достаточно условно.
Когда разговариваешь со студентами БРУ из России, выявляется и еще одна особенность. В большинстве своем это дети тех белорусов, которые во времена СССР были направлены по распределению на работу в самые отдаленные уголки той огромной страны. И многие ребята, которые приехали учиться в Могилев из далекого Иркутска, Ханты-Мансийской автономии, Краснодарского края и т. д., имеют белорусские корни.  В России они родились, там живут их родители, а вот бабушки и дедушки жили и живут в Беларуси. То есть их внуки фактически вернулись на историческую родину.  И многие вернулись навсегда.
– В России после окончания вузов молодых специалистов не распределяют, – продолжает Александр Качкало. – А вот белорусское государство заботится не только о том, чтобы средства, затраченные на их подготовку, принесли народно-хозяйственному комплексу наибольшую отдачу, но и о первоначальном трудоустройстве тех, кто получил специальность. Поэтому большинство студентов, обучающихся по российским образовательным стандартам, тоже выказывают желание быть распределенными и получить гарантированное рабочее место в Беларуси. Благо существует Союзное государство.
Правда, различия в законодательстве двух стран лишают выпускника, окончившего университет “по-российски”, тех льгот, которые предоставляются молодым специалистам белорусскими законами. Например, возникает проблема при получении банковского кредита, поскольку россиянам тут поблажек не предусмотрено. И этот нонсенс, считают в БРУ, следует устранить.
Существует немало иных нюансов, привносящих трудности в деятельность уникального вуза. Подчиненность двум министерствам предполагает необходимость проходить двойную сертификацию, получение двух лицензий. Или, скажем, в белорусской системе высшего образования нет степени бакалавра, в то время как у россиян это одна из обязательных образовательных ступеней. И такое “несоответствие” порождает вопросы российского министерства.
А в остальном, как говорится, от сессии до сессии живут студенты весело. Хотя это шутливое утверждение пословицы не совсем подходит для тех, кто обучается в БРУ. Нет, веселья, студенческого задора, простора для инициативы здесь, конечно, хватает. Однако в вузе уже несколько лет действует модульно–рейтинговая система оценки знаний, которая заставляет студентов думать прежде всего об успеваемости. При наборе определенного количества баллов за семестр на экзамене во время сессии студент, скажем, гарантированно получит оценку “хорошо”, а при обстоятельном ответе на вопросы экзаменатора – и “отлично”. А не набрал минимума – могут и к сдаче сессии не допустить. Это делается для того, чтобы стимулировать работу студентов на протяжении всего периода учебы, а не только во время сессии. И ради получения учащимися крепких знаний.
Что же касается насыщенности и увлекательности “внеурочного” времени обучающихся в университете, то, по мнению проректора БРУ по международным связям и учебной работе Натальи Скок, им могут позавидовать коллеги из других вузов. Различные фестивали, конкурсы, интеллектуальные состязания команд российских и белорусских студентов стали привычными.
– Как правило, наша команда – не из последних, – рассказывает Наталья Владимировна. – Например,  второкурсник электротехнического факультета БРУ Михаил Дроздов на Всероссийской студенческой интернет-олимпиаде по математике завоевал серебряную медаль. Немало у нас достижений и в других конкурсах научных студенческих работ, проводимых в России. Однако претендовать на соискание каких–то российских грантов мы не можем. И причина одна: по законодательству соседней страны мы не их субъект.
Конечно, построение Союзного государства – дело непростое, требует времени. И БРУ, дитя этих строящихся отношений, тоже в постоянном развитии и совершенствовании. Это главное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter