В Минске прошла премьера спектакля «Дева и смерть»

Премьера спектакля «Дева и смерть» знаменитого польского режиссера Кшиштофа Занусси прошла на днях в Национальном академическом драматическом театре имени Горького.

Премьера спектакля «Дева и смерть» знаменитого польского режиссера Кшиштофа Занусси прошла на днях в Национальном академическом драматическом театре имени Горького. Пьеса с успехом идет в Берлине, Польше, Великобритании, Германии и Америке, а Роман Полански в 1994 году снял картину «Смерть и Дева» по одноименному роману чилийского писателя Ариэля Дорфмана.

Кшиштоф Занусси. фотоДвенадцать собак
и несколько котов

«Дева и смерть» – это история трех героев: Паулины Эскобар, ее мужа Херардо и доктора Роберто Миранда. О том, что за любым преступлением последует наказание и неважно, сколько лет потребуется, чтобы преступник получил по заслугам.
– Три летних недели вместе с актерами мы жили в моем доме в Варшаве, – рассказал режиссер спектакля Кшиштоф Занусси. – Готовили пиццу, смотрели кино, ходили в театр, много беседовали и репетировали. В итоге в Минск приехал почти готовый спектакль. Пьеса держится на трех актерах. Это современная, острая постановка с простым на первый взгляд посланием: от вины нельзя скрыться.
Кстати, в доме пана Кшиштофа живут двенадцать собак и несколько котов. А еще постоянно приезжают студенты из разных городов. Вот такая одна «большая семья».

«Я всегда влюбляюсь
в своих актеров»

– Специального кастинга среди белорусских актеров я не проводил, – признается режиссер. – С Татьяной Бовкаловой (актриса драматического театра и исполнительница роли Паулины. – Прим. авт.) мы познакомились в Киеве на кинофестивале, где мы оба были в жюри. Тогда я предложил ей несколько пьес на выбор, и она согласилась сыграть «Деву и смерть». Александра Ждановича (играет Херардо. – Прим. авт.) видел на сцене во время кинофестиваля «Лістапад», а Валерия Шушкевича (Роберто Миранда в пьесе. – Прим. авт.) знал заочно. Конечно, я шел на риск, но рискнул – и не прогадал. Всегда влюбляюсь в своих актеров, ведь они профессионалы, а я с другими не работаю.
– Самым сложным было настроиться на роль, – рассказала актриса Татьяна Бовкалова. – Только представьте себе: теплое утро, зеленая лужайка у дома пана Кшиштофа залита солнцем. По ней гуляют вальяжные лабрадоры, а из кухни доносятся запахи изысканной еды… А моя роль психологическая и глубоко драматическая. Нужно показать боль и страдание, но после такой прекрасной атмосферы тепла и уюта сделать это было достаточно сложно.

«Не уважать смерть опасно»
– Когда закончилась война, мне было пять лет, но я прекрасно помню страх и ужас – оттого что смерть была повсюду. Тогда жизнь была исключением, а смерть – нормой. От этих воспоминаний невозможно уйти. Нельзя жить, как будто смерти небыло, как будто другие умирают, а меня это не касается. Рано или поздно это коснется всех, однако вопрос вот в чем: как общаться со смертью? Каждый сам ответит на него, но не общаться, не замечать, не уважать смерть – опасно.

«Когда волнуюсь – кусаю пальцы»
Во время премьер Кшиштоф Занусси находится не в зрительном зале, а за кулисами. Сам он говорит, что не может быть со зрителями, которые «судят», – его задача быть с актерами, помогать им и вдохновлять.
– Но, находясь за кулисами, я не могу советовать что-то, ведь актеры должны находиться в трансе – не играть, а жить ролью. И лучше не мешать им. Сам от волнения могу кусать пальцы, но это не опасно, пока ни одного пальца не откусил.
Спектакль «Дева и смерть» оканчивается трагически. Справедливость не восторжествует. Но режиссер хотел показать конфликт справедливости и милосердия. Как жить дальше, если зло побеждает и остается безнаказанным? Можно ли простить человека, который не раскаивается и не просит прощения? Ответ – на сцене драматического театра.

Юлия БУРАК,
фото автора, БЕЛТА,

Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter