В Минске представили выставку «Фантастическая масоника»

Выставка под таким названием проходит в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь.

Минчане знают, что этот музей располагается в отреставрированном Доме масонов. О том, что этот дом особенный, я узнала еще в детстве от дворового приятеля Игоря. Хотя, если говорить начистоту, с масонским прошлым трехэтажного здания в Музыкальном переулке, построенного архитектором Михаилом Чеховским по заказу дворянина Трояна Ключинского, не все так просто. Дом появился на карте города в 1817 году и с тех пор почти все время был жилым. Есть сведения, что в квартире на втором этаже проживали родители Станислава Монюшко. Во время Первой мировой войны здесь размещался губернский призывной пункт российской армии.

Все это мало вяжется с атмосферой таинственности, которая сопровождает масонские собрания вплоть до сегодняшнего дня. Что уж говорить о временах, начиная с 1822 года, когда за принадлежность к масонской ложе можно было угодить в Сибирь. В 1820-х годах муж одной из владелиц дома числился в списках ложи «Северный факел». Возможно, слухи об этом и породили легенду о том, что в доме собирались масоны.

В прошлом году московская художница-абстракционистка Нина Ковальчук и питерский дизайнер по металлу Андрей Сазонов совместно с Искандером Ильязовым проводили в Музее истории театральной и музыкальной культуры свою первую минскую выставку «Высокая мода и картины». Они были поражены, узнав легенду этого дома, и создали целую коллекцию предметов с масонской символикой специально для показа в Доме масонов.

– Работы, которые здесь представлены, Михаила Плыгунова и мои, – это, конечно же, не напрямую масонская символика, а ее образное осмысление, – сказал на открытии выставки Андрей Сазонов. – Пытливый глаз здесь везде найдет и треугольники, и розы, и кресты, и шестиконечные звезды, и пентакли, и око света. Но это все подано в образной форме.

Художник не скрывает, что все его работы принадлежат к разряду ready made, то есть изготовлены из вторичного сырья. Его объекты из металлолома и пластика неоднократно выставлялись в российских музеях, а самый известный из них – броневик «Тарас Бульба, за Гоголя!» – установлен в Саду скульптуры в исторической части Петербургского университета.

Церемония открытия выставки была обставлена как дефиле. Юные модели под музыку то ли Фильда, то ли Огинского (оба масоны) непринужденно вышагивали с тяжеленными железными цепями на шеях. Поневоле вспомнилась булгаковская Маргарита: «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву».

– Искусство – вещь редкая, – усмехается Андрей Сазонов. – Есть Тинторетто, есть Леонардо, есть Микеланджело, а есть художества. Поэтому будьте снисходительны, воспринимайте наши труды с чувством юмора.

Но присутствовавший на вернисаже директор Национального исторического музея Павел Сапотько отнесся к увиденному с уважением и серьезностью:

– Масоника – феномен уникальный и во многом неизведанный. Мы знаем выдающихся масонов – создателей величайших произведений литературы и искусства. Но вместе с тем, мы только начинаем открывать для себя историческое и культурное наследие, которое изначально формировалось в рамках этого явления.

В самом деле, мало кто сейчас знает, что и Моцарт, и Гете, и декабристы, и филоматы с филаретами, и Монюшко, и Дунин-Марцинкевич, и даже первый минский губернатор Захар Яковлевич Карнеев были масонами.

Казалось бы, что от этого меняется? Но в действительности очень важно знать, какими идеалами руководствовались эти люди, как они мыслили. Тогда мы будем лучше понимать их творчество и их дела, а в конечном счете – свою историю и культуру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter