В МАРТ назвали самое частое нарушение при госзакупках

Самым частым нарушением при госзакупках является установление квалификационных требований. Об этом сообщила начальник отдела координации контроля государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Третьякова, пишет БЕЛТА.

Новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вступила в силу 1 июля 2019 года. Ирина Третьякова отметила, что если до этого основные нарушения касались неправомерно установленных квалификационных требований, то сейчас они вообще не могут устанавливаться.

— Иными словами, заказчик не вправе устанавливать требования к опыту участника, а также о предоставлении каких-либо документов помимо предусмотренных законодательством. Например, если закупаются услуги, а вид деятельности лицензированный, заказчик обязан истребовать от участника лицензию, а если законодательство этого не требует, то и заказчик тоже не должен. Вместе с тем заказчики продолжают незаконно устанавливать квалификационные требования. Это наиболее частое нарушение, которое выявляется сейчас при проведении камеральных проверок, — сказала она.

Нарушения также отмечаются при описании предмета закупки.

— К сожалению, заказчики иногда не очень многословны и не считают необходимым тщательно подойти к этому вопросу. Например, при закупке спортивной обуви забывают указать размерный ряд. Это, конечно, недостаток. Заказчик должен так описать предмет закупки, чтобы участник смог сформировать свое предложение, — отметила представитель МАРТ.

Сейчас заказчику запрещено устанавливать требования о предоставлении документов, которые в соответствии с законодательством передаются только при поставке товара (выполнении работы, оказании услуг), например, сертификатов, документов, подтверждающих качество. Требование таких документов также является нарушением.

Кроме того, в законодательстве произошли изменения, касающиеся порядка применения преференциальной поправки и документов, ее подтверждающих. Они предусмотрены постановлением Совета Министров от 15 июня 2019 года № 395.

— Определен четкий перечень документов, который заказчик может истребовать. Ранее перечень отсутствовал, и у заказчика была возможность на свое усмотрение истребовать те или иные документы. Сейчас все четко установлено, но заказчики не знают либо забывают об этом, потому нарушения достаточно распространены, — добавила Ирина Третьякова.

Часто встречается и такая ошибка как невыделение специального лота для субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается комиссий по госзакупкам, с их стороны отмечаются нарушения при выборе победителя, допуске и отклонении участников.

За первое полугодие 2019 года в МАРТ поступило 684 жалобы, рассмотрено 425 (остальные вернули в связи с наличием недостатков либо отозвали). 149 жалоб признаны обоснованными, 89 — частично обоснованными. В 30% случаев обжалуются действия (бездействие) заказчика. Около 70% жалоб — на решения комиссии по госзакупкам. Наибольшее количество рассмотренных жалоб относится к социальной сфере — здравоохранению и образованию. Ответственность за нарушение законодательства в сфере государственных закупок предусмотрена частями 4 и 5 статьи 11.16 Кодекса об административных правонарушениях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter