В магазин за куклой!

Представьте себе, что родители или бабушки с дедушками решили порадовать ребенка новой игрушкой. Взрослые имеют деньги, за ребенком закрепляется право выбора. Попадая в отдел игрушек магазина, а довольно часто и на рынок, теряются все вместе. Старшее поколение не управляет ситуацией, малыш бросается то к одной, то к другой игрушке, желая обрести столько, сколько можно унести. Иногда доходит до парадокса. Выбирается игрушка, которая уже есть в доме, только запрятана в антресолях.

Сегодня каждый детский магазин изобилует красивыми, непохожими друг на друга игрушками. Их перечень включает огромное количество наименований. Задумываясь о том, с чем будет играть ваш малыш, прежде вспомним, что есть традиционные, отобранные множеством поколений детей и взрослых игрушки и игровые материалы. Нужно знать, что дети не любят игрушек, которые они не могут изменить в соответствии со своей фантазией. Игрушки должны быть хорошим, гибким материалом для детских игр и давать толчок для творческой фантазии ребенка, позволять ему выполнять реальные действия в условном плане.

Не надо забывать о главном (позволим себе игру слов): игрушка — это вам не “игрушка”. Игрушка — это серьезно. Она развлекает, согревает, развивает. Покупая сынишке или дочке игрушку, мы вольно или невольно выступаем в роли экспертов, оцениваем возможности воздействия новой забавы на нравственное и умственное развитие ребенка. Обязательно оцениваем ее и с точки зрения безопасности: из чего сделана (материал, краска, способы соединения частей).

Давайте поговорим о кукле — в ней в той или иной степени передан образ человека. Куклу следует не просто покупать, “свою” куклу нужно выбирать среди множества ее подружек. Ведь она поможет ребенку ориентироваться в мире отношений, способна поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
Выбирая куклу, задумайтесь, какие чувства она будет вызывать у вашего ребенка — нежность, заботу или агрессию, раздражение. Куклы, провоцирующие маленького человечка на агрессию или вызывающие отрицательные эмоции, не должны попадать в руки малыша. Точно не нужен голыш, который лучше послужит не игрушкой, а пособием для акушера. Спорным также остается образ кукол с ярко выраженными формами. Пышногрудая красавица Барби не для малышей. Барби — кукла, которая будет всегда старше своей обладательницы, и девочка, играя с ней, либо будет представлять себя в будущем, чувствуя себя никак не в роли подруги, а в качестве костюмера, парикмахера, горничной для девушки с яркими нарядами и аксессуарами.

Некоторые педагогические рекомендации

Куклу для ребенка раннего возраста выбирают взрослые, в то время как дети постарше могут сделать это вместе с вами. Иногда малыш идет в магазин с желанием купить определенную куклу, с которой уже играл мысленно и знает, как будет играть дальше. Если же вы решили сделать сюрприз, то перед тем, как пойти в магазин, понаблюдайте за ребенком, прислушайтесь к его желаниям, расспросите о мечтах.

Среди игрушек второго-третьего года жизни вашего малыша или вашей девочки может быть только одна кукла, желательно “не старше” самого ребенка. Лучше, чтобы она была с мягкими ручками и ножками, тогда ее легко посадить, положить, одеть, провести по полу. Жесткая кукла с несгибающимися руками и ногами подталкивает ребенка к тому, чтобы он с применением усилий пытался двигать ею. Это может привести к поломке, провоцировать нежелательные последствия.

Куклы бывают мелкого (от 3 до 10 см, удобные для руки ребенка), среднего (от 10 до 50 см) размера и крупногабаритные — соразмерные росту детей в разные возрастные периоды. Крупные ростовые, напольные игрушки привлекают не надолго. Хороши куклы маленькие — 10—15 см и среднего размера 25—35 см. До полутора лет достаточно иметь обобщенную по образу куклу, в которой важно само ощущение, возможность манипулирования. После полутора лет необходимы разнообразные образные игрушки (мишка, машинка и др.), в которых представлено больше деталей. Детьми третьего года жизни любимы куклы, сделанные из мягких материалов или в сочетании с ними. У такой куклы обозначены волосы, пальцы на руках, на ногах, надето удобное платье, есть туфли. По мере расширения реального опыта больший интерес вызывает кукла с отдельными деталями, более индивидуализированная. Появляются куклы с закрывающимися глазами, с “настоящими” волосами, различным выражением лица, из разных материалов, с разными возможностями для организации творческих игр. Детям постарше для организации ролевой игры нужны куклы, отражающие половые (мальчики и девочки), возрастные (младенцы, сверстники и взрослые) и профессиональные (летчик, лесничий или врач и т.д.) принадлежности человека.

Сколько же кукол должно быть у ребенка?

На этот вопрос вы сможете ответить сами, так как знаете своего малыша лучше, чем другие. Дети отличаются друг от друга не только возрастом, но и индивидуальными особенностями, окружающими его предметами материального мира, интересами близких его людей, опытом и мерой общения с родителями, близкими людьми, другими детьми. Постепенно куклу в играх заменяют другие игрушки, но от этого отношение к своей кукле у подрастающего человека не меняется. Кукла — не тот предмет, поиграв с которым можно выбросить. Обычно кукол хранят, передают другим детям, почитают как семейную реликвию. Пусть кукла, как одна из самых древних игрушек, станет добрым другом для вашего ребенка!


В ближайших номерах “Семьи” мы расскажем вам, как оживает кукла в руках человека и какое множество кукол придумано и создано людьми, дадим советы, как сделать куклу своими руками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter