В магазин при свете луны?

МВД и Минздрав разработали проект постановления Совета Министров, запрещающего продажу во всех торговых точках Беларуси любых спиртных напитков, в том числе и пива, с 22 часов до 9 часов утра
Читательские “за и “против”

Недавно в нашей редакционной почте встретились два письма. Одно — от Сергея из Гомеля о нехватке ночных магазинов в их городе, которые, по мнению читателя, весьма нужны: “Чтобы часов в одиннадцать вечера купить продукты питания — не водку, гомельчанам приходится стоять в больших очередях. Это очень неудобно, особенно в выходные дни, поскольку в некоторые магазины трудно даже войти. Неужели нельзя открыть еще хотя бы десяток круглосуточных магазинов, чтобы разрядить обстановку? Да и зачем, спрашивается, было их массово закрывать, если ничего взамен не построили?”
Другое — от Валентины Павловны из Могилева, с противоположной точкой зрения: “Какая это огромная ошибка — торговля по ночам под окнами домов. Кто это все придумал? Наша квартира находится на третьем этаже, и мы привыкли спать с открытой форточкой. Но с тех пор, как магазин под нами решили сделать круглосуточным, мы не знаем, куда нам деться от матерщины, особенно в ночное время: когда город затихнет, любое слово слышно так, как будто оно говорится рядом... Купив в ночнике спиртное, бомжи и алкоголики распивают его прямо во дворе. Кроме того, запахи... Возле магазинов, продающих ночь напролет напитки, не строят ведь туалетов...”.
Возможно ли примирить две стороны, точнее, три, поскольку есть еще торговля с ее стремлением увеличить товарооборот? “Ночники” не могут быть до бесконечности “яблоком раздора” в обществе. Для ответа на этот непростой вопрос предлагаем вникнуть в аргументы всех сторон. 

“Ночники” — это удобно

Аргументы работников торговли — дескать, мы просто хотим улучшить качество обслуживания населения, особенно в крупных городах. Часть предприятий работает в три смены, “белые воротнички” допоздна засиживаются в офисах, есть еще артисты и другие представители творческих профессий, которые не различают дня и ночи, и надо предоставить им возможность в любое время купить необходимое.

В Минске в качестве примера приводят PRESTON-маркет на улице Богдановича, в котором после 11 часов вечера иногда даже больше покупателей, чем днем. Генеральный директор СОО “Арвидфуд” Татьяна Гладкая довольна эффективностью ночной торговли в этом магазине, поскольку он дает третью часть товарооборота. Ночью, по словам директора, востребовано все то же, что и днем. Сложившийся стереотип, будто в темное время суток покупают в основном алкогольные напитки, в их случае, мол, не подтверждается.
Может быть, PRESTON и исключение из правил, причем понятно почему: у него есть разрешение на продажу только дорогих видов спиртного, которые не по карману асоциальным элементам. Но вообще-то во многом доходы от реализации спиртных напитков, налоги от которых пополняют местные бюджеты, — та самая негласная причина, побудившая администрации районов открыть в Беларуси 306 “ночников” (в Минске — 22). Удельный вес реализации “горячительного” составлял в них на пике этого процесса три года назад около 35 процентов...
Затем благодаря усилиям МВД (бороться с ночной торговлей у милиции есть веские причины, о чем немного ниже) процесс пошел на спад, осталась где-то одна треть “ночников”, торгующих спиртным, по 5—6 в крупных городах, но и они продолжают вызывать бурные дискуссии. Для кого-то это много, а для кого-то — мало. Нужно ли нам это, чтобы города нашей страны, прежде всего Минск, становились “городом, который никогда не спит?”
В арсенале противников ограничений еще и такой аргумент: мол, в Беларуси наблюдается тенденция к снижению потребления дешевых спиртных напитков, а поэтому с ростом благосостояния населения вопрос решится сам собой. Однако не кажется ли вам, что данный положительный процесс выражен пока что очень слабо? Достаточно только взглянуть на грязных наглых завсегдатаев если не ночных супермаркетов, то их самых ближайших окрестностей, чтобы убедиться, что до оптимистической тенденции еще далеко.

“Ночники” — рассадник криминала

Аргументы главного противника ночной торговли — Министерства внутренних дел понятны абсолютно каждому, поскольку мы все это видим возле любого “ночника”. Если в магазине продается ночью из увеселительных напитков хотя бы только пиво, то в него до самого утра будет тянуться специфическая публика, которая не в состоянии вести себя тихо и культурно. Причем компания “под градусом”, образовавшись с вечера, потом уже не расходится, поскольку где одна бутылка — там и две... Выпили, поговорили, покурили, поорали песни. Насобирали на вторую. Снова: постояли, выпили, пошли выяснять отношения. А поскольку на третью уже нет денег, значит, надо где-то взять. И начинается попрошайничество, напоминающее вымогательство: дай 100 рублей, дай 200, дай 300... А не дашь — можешь услышать вслед угрозу или стать жертвой грабежа, ведь к “ночнику” подтягиваются маргиналы и вместе они представляют серьезную угрозу.
Какая “радость” для жителей прилегающих районов бесконечные пьяные разборки под окнами и постоянная антисанитария?! Живущие возле круглосуточных магазинов не могут нормально отдыхать. Милиция, несмотря на все усилия, не успевает реагировать на бесконечный поток жалоб — возле каждого прилавка милиционера не поставишь. Причем правоохранительные органы уже убедились, что полумеры не спасают: если запретить в магазине реализацию в ночное время водки и дешевых плодово-ягодных вин, но оставить слабоалкогольные напитки, — все равно он будет беспокойным местом.
— Уже на протяжении четырех лет наше министерство регулярно выходит с  инициативами об ограничении торговли спиртным в ночное время по причине обострения криминогенной обстановки возле “ночников”, — прокомментировал “НГ” позицию их ведомства и.о. начальника управления информации и связи с общественностью МВД Беларуси Константин Шалькевич. — Когда их стали активно открывать, то мы сразу получили в этих точках множество проблем: кражи вплоть до грабежей, драки, когда в ход пускают нож или же бьют бутылкой по голове, а то и убийства... Плюс поток обращений граждан за медицинской помощью после приобретения и распития спиртного. Только возле универсамов “Автозаводской”, “Байкальский” и магазина “Рада-торг” Заводского района столицы за пять месяцев, в течение которых был проведен анализ, зарегистрировано 34 уголовных преступления, 150 человек доставлены в больницы с телесными повреждениями различной степени тяжести...
Пришлось предъявить “ночникам” новые требования работы: наличие в каждом из них кнопки вызова подразделений охраны общественного порядка, системы внутреннего и наружного видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, дежурного милиционера. В Минске в качестве эксперимента были введены краткосрочные ограничения на реализацию спиртного с 23 часов до 8—9 часов утра — в разных магазинах по-разному. И сразу началось улучшение криминогенной обстановки — патрули возле проблемных точек уже практически не видели людей, злоупотребляющих спиртным.
На заключительной стадии эксперимента МВД отсняло фильм, который мы предложили посмотреть руководству столицы и районных администраций города. Хотя фильм был очень убедительным и есть много государственных программ по деалкоголизации населения, все же из-за пресловутой финансовой составляющей мы до сих пор чувствуем противостояние некоторых районных администраций по этому вопросу. Нет понимания и со стороны работников торговли — новые условия ночной работы магазинов, торгующих спиртным, массово не выполняются. А надеяться на повышение культуры распития спиртных напитков, которое должно произойти само собой, пока что не приходится. В нашем обществе не такой менталитет, что компания возле магазина будет дегустировать вино малыми глотками, как предполагает европейская традиция...МВД поставлено перед необходимостью со всей серьезностью поднять этот вопрос на государственном уровне, чем и объясняется жесткий вариант предлагаемого документа.

market.jpg

Как найти “золотую середину”?

Удобство, как видим, получается слишком дорогой ценой... Но из тех районов, где “ночникам” пришлось перейти на “трезвый режим” работы, жалоб от граждан практически не поступает. Например, когда администрация столичного Заводского района, содрогнувшись от статистики, решительно закрыла сразу шесть “ночников” (вопрос по ним окончательно решают в местных исполкомах), то не поступило ни одного письма протеста, а вот преступность сразу уменьшилась.
Вместе с тем очень не хотелось бы, чтобы “сухой закон” в ночное время, если он будет принят, обернулся полной ликвидацией ночной торговли в белорусских городах, ведь работа магазина без спиртного гораздо менее рентабельна. Многие из горожан действительно поздно возвращаются домой, и в магазине их интересуют не только “градусы”, но и обычные продукты.
Специалисты обсуждают несколько идей. Одна из них — смягчить все-таки ночной “сухой закон” разрешением продавать дорогостоящие спиртные напитки, ведь для любителей проводить досуг в винно-водочном отделе они обычно недоступны. А те, кто купят бренди и французское шампанское, не будут распивать их тут же за углом. Другая интересная идея: в случае 100-процентного запрета на реализацию спиртного по ночам “назначить” один ночной магазин на район и рассматривать его работу как социально значимый проект, то есть чтобы государство как-то его поддержало, чтобы торговать было не в убыток даже без продажи алкоголя. Третья — собрать все те ночные объекты, которые нужны горожанам, на одной площадке: магазин, аптеку, автомат, заправленный горячим кофе, банкоматы, пункт обмена валюты, киоск по продаже цветов и т.д., что наверняка сделало бы ночной торговый центр довольно посещаемым.
Думается, время все отрегулирует и поможет определить, сколько “ночников” должно быть в идеале и чем им нужно торговать. В одном сегодня сходятся специалисты: лучше всего для этой цели — отдельно стоящее здание, вдали от жилых домов. И коль мы к этому пришли, то почему бы не “просканировать” генеральные планы развития всех городов Беларуси на предмет наличия таких площадок? Красиво их назвать, например, “центры ночной жизни” — и привлечь инвесторов для освоения?

А что вы думаете о ночной торговле? Насколько она необходима?

Анна Кузнецова, г.Могилев:
— Это удобно, особенно по воскресеньям. Пока приедешь с дачи — уже поздний вечер, а в магазинах по традиции это сокращенный день, они закрываются, как правило, в 18—19 часов. В итоге наша семья частенько оставалась без молока, утром в понедельник было не из чего сварить детям кашу, да и тот же хлеб на даче не купишь. Теперь наш магазин  начал работать круглосуточно, и подобных проблем не возникает. Только я запретила бы торговать в нем “чернилом” и пивом — от бомжей и пьяных подростков возле нашего дома теперь просто проходу нет!

Елена Александровна, г.Минск:
— Нужно свернуть эту практику, пока молодежь не спилась окончательно. Зайдите в любой ночной магазин часов в 10 вечера и посмотрите, какая там картина. Большие очереди в кассы, а в них стоят компании молодых людей, в том числе подростков, с тележками, нагруженными пивом, водкой, “бормотухой”... Идея сама по себе хорошая, но общество к ней еще не готово. Слишком у нас сильна еще тяга к алкоголю и слишком мощная реклама пива. Кстати, милиции в позднее время возле магазина особо и не увидишь. Вот днем бабушек с семечками погонять — это пожалуйста. Так что я в “ночник” в своем районе выбираюсь только по крайней надобности, когда уже действительно нечего на зуб положить, и передвигаюсь от дома и домой “короткими перебежками”.

Николай, продавец, г.Орша:
— Если честно говорить, то в ночной торговле нет никакого смысла. Мы, простые продавцы, все поголовно против, но начальство нас не слушает. Повышение товарооборота на самом деле очень небольшое. Да, ночью — дополнительный товарооборот, но днем-то он падает, ведь покупательная способность населения не увеличивается от того, что магазины изменили свой режим работы. Надо  приучать людей к тому, что по ночам нужно отдыхать, а не болтаться лишь бы где. Если человек будет знать, что ночью магазин не работает, он все необходимое купит днем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter