Хор, оркестр и драма – необычную коллаборацию представит маэстро Анисимов 26 марта в Белгосфилармонии

26 марта накануне Международного дня театра в Большом концертном зале Белорусской государственной филармонии пройдет неожиданный концерт, продолжающий цикл «Чайковский +». Аналогов этой программы еще не было в истории филармонии. В первом отделении будет представлена коллаборация Государственного академического симфонического оркестра, Национального академического драматического театра им. Максима Горького и Государственной академической хоровой капеллы им. Григория Ширмы: музыкально-драматическая композиция по пьесе Александра Островского, музыке Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».

Впервые «весенняя сказка» Островского была поставлена в Москве силами двух императорских театров: актеров Малого театра и труппы Большого театра весной 1873-го на сцене Большого. (В тот год Малый театр был закрыт на ремонт, поэтому его актеры временно работали в здании Большого. Дирекция императорских театров задумала подготовить спектакль-феерию и занять в нем все три труппы – оперную, балетную и драматическую, а также хор и оркестр). «Значение этой премьеры в истории двух императорских театров – Большого и Малого – очень большое. Это, конечно, уникальное явление», – считает Александр Анисимов. Позднее родилась опера «Снегурочка» Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1882 году.

Главный дирижер оркестра, народный артист Беларуси Александр Анисимов уже встречался с коллективом театра – худруком, заслуженным деятелем искусств Беларуси Сергеем Ковальчиком, актерами Викторией Ковальчик, Кириллом Никитиным, Егором Третьяковым, студентами 2-го курса БГАИ: Елизаветой Гавриловой, Дарьей Чураковой и студентом БГАМ Кириллом Кучинским. Также в проекте примут участие заслуженный артист Беларуси, актер Молодежного театра Александр Шаров и актер, художественный руководитель Гомельского облдрамтеатра Сергей Лагутенко.

– В жизни нашего оркестра подобное обращение к литературе происходит не впервые, – рассказывает маэстро Анисимов. – Мы делали интересные композиции, например, с музыкой балета Вячеслава Кузнецова «Клеопатра», в котором участвовали два актера театра им. Янки Купалы. Мы делали интересную композицию по «Ромео и Джульетте», включая в эту композицию разных авторов, не только знаменитую трагедию Шекспира с музыкой Сергея Прокофьева, в ней тоже участвовали драматические артисты. Была очень интересная работа с музыкой Андрея Мдивани «Шагреневая кожа» по Бальзаку, в которой участвовали актеры театра им. М. Горького.

Но такая масштабная затея, в которой в главной роли будет пьеса Александра Островского «Снегурочка», предлагается впервые. Мы вместе с актерами, оркестром, капеллой и публикой проживем эту трагическую историю девушки Снегурочки. Кстати, по моему ощущению, сказку «Снегурочка» знают все, а вот пьесу Островского – нет.

«Снегурочка» Островского и Чайковского появилась 100 лет назад. Островскому в прошлом году исполнилось 200. Но я задумал эту историю давно. Как-то так получается, что мои мысли читает Большой театр в Москве: недавно они показали эту «Снегурочку» с текстом Островского. Но там все-таки пели, там были фрагменты из оперы Римского-Корсакова, а я практически умышленно избегаю сольного вокала, ни одного вокального фрагмента из оперы «Снегурочка» не будет. Будут хоровые сцены, симфонические фрагменты, это мне важно и интересно. У Чайковского большая партитура, номеров пятнадцать, и хоровые там есть номера, и вокальные, и балетные – пляска скоморохов, например. И все это показали на сцене Большого театра недавно, длилось это часов пять. У нас все будет гораздо короче, не более 60 минут.

Мы уделим больше внимания визуальному моменту, а не только звуковому. Заострим фокус на пьесе. Появление актеров на сцене, их жесты, движения, их речевой посыл и интонации дадут этой истории большой эмоциональный объем. Хотя я музыкант, но в детстве был участником драматической студии, и мне это очень было интересно. Может быть, теперь страсть к лицедейству во мне снова проснулась.

По его словам, по жанру предстоящий концерт – «музыкально-драматическая композиция»:

– Я бы даже рискнул назвать этот формат мистерией. Это не чистая пьеса все-таки, а смесь жанров. К примеру, последняя сцена: таяние Снегурочки и ее гибель будет идти на фоне знаменитой сцены Римского-Корсакова, абсолютно гениальной музыки, которую он написал, прощаясь с этой героиней и пьесы, и оперы. Очень интересные два фрагмента из Чайковского: совершенно потрясающая пляска скоморохов и знаменитая «Мелодрама».

Кстати, Островский пришел к этому сюжету почти случайно, неожиданно заинтересовавшись именно русскими сказками. И вдруг он увидел именно в этой сказке настоящие шекспировские страсти и глубину. Совершенно потрясающие образы в пьесе: Снегурочка, Мизгирь, Берендей, Лель, Весна, Мороз, Купава, Бермята. В этом проекте с актерами работает режиссер Роман Крикунов.

«Снегурочка» – это не единственный сюрприз предстоящего вечера.

– Во втором отделении концерта 26 марта пианист Сергей Микулик и наш оркестр подарят любителям классики сочинение, которое очень редко звучит в Минске – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. В этой изумительной по красоте музыке особенно выделяется 2-я, лирическая часть, где к пианисту присоединяются солисты – скрипачка, заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Стефанович и виолончелист, лауреат международного конкурса Евгений Микляев, – добавляет Александр Анисимов.

Худрук театра им. М. Горького Сергей Ковальчик так оценивает предстоящий показ:

– Это очень интересный проект, актерам полезно поработать в необычной среде – рядом с живым симфоническим оркестром и хором. Это новый ценный опыт, новые ощущения, которые лишь обогатят актерский психофизический аппарат. Для меня Александр Николаевич Островский – это наш Шекспир. Спектакль нашего театра «Opus 40. Бесприданница» по его пьесе хорошо принимает публика, с большим успехом он был показан на фестивале в России. Для меня пьеса «Снегурочка» стоит в творчестве Островского особняком. Мы привыкли к тому, что Александр Николаевич – вполне бытовой автор: у него всегда понятные драматические либо комедийные диалоги, реалистические герои, а здесь такая поэтическая метафора… Герои не просто реальные люди, а Весна, Мороз… Так что «Снегурочка» Островского для меня, это как «Буря» в творчестве Шекспира.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter