В ЛТП. На дне?

О женском лечебно–трудовом профилактории

Горецкий район, деревня Староселье. Здесь единственный на всю страну женский лечебно–трудовой профилакторий. Забит под завязку. В карантинном отделении, куда поступают новички, вместо положенных 70 человек разместилось 107 не самых, признаться, прекрасных дам. Перебор привычный. Почему? Леди больше спиваются? Пожалуй, нет. «Популярность» ЛТП специалисты объясняют повышением внимания к проблеме пьянства со стороны государства. Есть в законе нормы, за соблюдением которых Генпрокуратура следит очень пристально. Суть их проста: пьешь — лечись, задолжал — трудись. Это к тому, что большинство постояльцев ЛТП не просто выпивохи. Многие по судебным решениям должны вернуть немалые суммы. Одни, периодически погружаясь в беспробудное пьянство, задолжали миллионы коммунальникам, другие забыли о святой обязанности содержать детей...


Задумав посмотреть, чем живет ЛТП, я размышляла: это пережиток прошлого? Устаревшая форма борьбы с алкоголизмом и тунеядством? Или все–таки шанс для оступившихся? Дилемма ненадуманная. Ведь среди побывавших в ЛТП нет излечившихся. Тогда к чему старания?


Впрочем, это не казус. Диагноз алкоголизм снимает наркологическая комиссия. Если увидит у пациента стойкую ремиссию. Отказ от алкоголя на протяжении как минимум трех лет после выхода из спецучреждения. А в ЛТП человек может находиться не более полутора лет. И медики, работающие здесь, говорят, что излечить — не их задача. Программа–максимум для них — снять острую алкогольную зависимость, очистить проспиртованный насквозь организм. Провести курс лечения в том числе и препаратами, которые вызывают отвращение к алкоголю.


Вглядываюсь в опухшие серые лица новеньких. Сравниваю с почти румяными «долгожительницами». И ловлю себя на мысли, что рассмотрела безусловные плюсы лечебно–трудового профилактория. Да, здесь люди в изоляции от общества. Но одновременно и на непреодолимом расстоянии от соблазнов. От привычных компаний собутыльников. Да и родным передышка, дающая надежду на более спокойную жизнь в будущем. Все же статистика несколько обнадеживает. Постоянных «клиентов» ЛТП примерно четверть. Выходит, лечение и труд большинству идут на пользу.


Труд, позволю себе некоторый пафос,  не только облагораживает алкоголиков. Они, наконец, начинают возвращать долги. Пусть с черепашьей скоростью, но все же. Зарплаты здесь невелики. 350 тысяч в месяц — предел мечтаний. В среднем же получают около 200 тысяч, а то и меньше. А откуда быть большому заработку? Спецконтингент — неквалифицированные специалисты. Особого выбора работы для них немного. Трудотерапия проходит в швейных цехах, на стройках или с метлой в руках. 10 процентов зарплаты — налоги и соцотчисления, 25 процентов «гарантийки» по закону остается работнику, в счет погашения долгов списывается 65 процентов заработка. Если человек получает, к примеру, 200 тысяч рублей, его задолженность ежемесячно уменьшается на 130 тысяч. Так, за год реально вернуть около 1,5 миллиона. Эта цифра может быть и выше, если проявить сознательность и себе любимой оставлять меньше положенных законом 25 процентов. Возможно, процесс возвращения долгов обязанными лицами активизируется после нынешних проверок Генпрокуратуры.


Поближе познакомившись с окружающей действительностью, пришла к выводу, что ЛТП вовсе не пережиток. Скорее необходимость, но требующая усовершенствования.


Зачатки сознательности, проявившиеся у выходцев лечебно–исправительного учреждения, часто улетучиваются по возвращении домой. 20–летняя Светлана, с которой мне довелось пообщаться, гордо заявила, что может без водки обойтись. Уже 4 месяца как ни–ни. Но дома ей предстоит встреча с матерью–алкоголичкой, друзьями–выпивохами. Устоит ли девушка, чтобы не поднять рюмку за встречу? Хочется в это верить.


А была бы у нее, да и у многих других, возможность из стен ЛТП отправиться по другому адресу, в другой район даже, думается, шансы начать новую жизнь значительно бы возросли. Но это непросто. Кто поможет с жильем, с трудоустройством, с социальной адаптацией на новом месте? Сложно. Но, может, нужно? Специалисты говорят, что имеет смысл пересмотреть и основания для помещения в ЛТП. Чтобы в первую очередь они стали именно профилакториями. Работали на профилактику. И попадали бы туда не законченные алкоголики, а, если можно так сказать, явные представители группы риска. Ведь их душу и тело можно было бы вылечить, а не залечить. Понимаю оппонентов такой идеи. Не дай Бог в профилакториях «случайно» окажутся любители исключительно марочных и коллекционных вин. Но в любом деле найти разумный баланс — всегда сродни искусству. А в этом деликатном — тем более.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter