В лесу родилась елочка... Что же это за дерево — ель обыкновенная, или европейская? Казалось бы, елка и елка. Но приглядитесь — и откроется совершенство, объявятся чудеса...

За то, что ель зимой зеленой быть умеет,
За то, что все мертвы — она одна жива
И в зимнем холоде, когда душа немеет,
Свои боярские вздымает рукава...
За то, что ель зимой так чудно зелена,
Люблю понурую... Рукою ветвь заденешь,
Как будто частую погладишь бахрому.
Люблю колючую, ей как-то больше веришь:
Ведь если колется, то лгать ей ни к чему?
Александр КУШНЕР

Все знают слова знаменитой новогодней детской песенки. А помните, как начиналась сказка Х.-К.Андерсена “Ель”: “В лесу стояла чудесная елочка. Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь... Но ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия... Елочке ужасно хотелось одного: поскорее вырасти, широко раскинуть свои ветви и посмотреть далеко-далеко...”
Она видела себя то мачтой на корабле, то наряженной красавицей с золотой звездой на верхушке. Мечта елочки сбылась...
В разных странах сложились свои традиции и обычаи встречи Нового года. Но есть нечто, что роднит их: непременным украшением являются растения. Еще древние германцы, встречая день зимнего солнцестояния, приносили в жилища хвойные ветви как символ пробуждения природы и вечной жизни. На Руси же колючих красавиц украсили лишь в XVIII веке, а раньше развешивали букеты из еловых или можжевеловых веток. До сих пор для многих Новый год связан со смолистым запахом ели, мерцанием гирлянд и украшений.

Ей не страшен снегопад

...Метет снег. Навалился — уже не угадаешь, что под белой шубой. Рыхлая и пушистая, но тяжелая — ломает сучья и даже стволы. И только ели частоколом поднимаются над лесом. Им любой снегопад нипочем — снег гнет широкие ветви к земле, но не ломает. Лапы наклоняются все круче, и снег сползает с них. А они, стряхнув его, вновь поднимаются, горделиво покачиваясь и нацелив в небо, словно гигантскую пику, свой “пальчик” — всегда острую верхушку...
Для больших снегов форма дерева в виде конуса идеально приспособлена и совершенна. Отчего и стала ель одной из самых распространенных в северных краях пород. В Беларуси же ельники занимают всего 10 процентов лесопокрытой площади.

Изящества и стройности не занимать

Это изящное стройное дерево особенно красиво и в лесу и в городе, если растет на приволье. Ель, “как дама в концертном платье”, опускает длинные нижние ветви до земли, будто не в силах нести тяжкий груз наряда из хвои. И чем выше она, тем короче “крылышки-ветки” и больше поднимаются, “как будто собираясь по воздуху с силой ударить, вырвать дерево и унести к солнцу...” (М.Пришвин.)

Хвоинки — колючие иголки

А как же вечнозеленая хвоя? Зачем она, когда кругом снег? Вот и первая загадка. Эксперименты показали, что при слабых морозах (до -5°С) “листва” ели продолжает фотосинтезировать, а значит, и кормить хозяйку. Хвоинки живут до 5—7 лет. На стебле располагаются поодиночке, но густо-густо. Концы их очень колючие. Недаром еловыми ветвями укрывают на зиму растения — колючки мышкам не по нраву.

Шубка плотная, густая...

Плотная крона полезна, так как кормит, но в то же время и вредна. Дело в том, что в 10—15 лет у елочки отмирает главный корень, остаются лишь боковые корни, звездой расходящиеся в почве. В сильный ветер, “при высоких парусах”, они не могут удержать могучее дерево. Елки рушатся, выворачивая корни. Громоздятся, как вздыбившиеся гигантские осьминоги, придавая лесу жутковатый облик.
Густая шубка елок пропускает мало света. На снегу лежит тень — весна здесь запаздывает, словно обходя ельник стороной. Но вот дошла очередь и до него. Тает снег. Зелень, однако, прошлогодняя: грушанки, брусника, зимолюбка...
Среди верных спутников ели половина — такие же вечнозеленые растения, как и сама хозяйка. Причем вся родня их — тропическая. Еще загадка! И уже не одной ели, а целого елового леса.
А вот для обитателей леса еловая шубка весьма кстати. “Под крыльями-ветками образуется непроницаемая для дождя палатка. Тут в ненастье собирается... Ноев ковчег. Тут и зяблик на ветке нахохлится, и ежик остановится, и кому придется, все пожалуйста! Но больше всего набирается комаров”, — подметил Михаил Пришвин.

Крылатые путешественники

Едва сошел снег, как в ясные дни ель рассыпает семена-крылатки. Слетая с верхушек, крутясь золотистыми вороночками, подобно пропеллеру, они с ветром то по воздуху, то по гладкому насту могут улететь от “матери” на расстояние в 2—3 раза большее высоты ели. Приземлившись, “детки” не торопятся прорастать — выжидают благоприятных условий. Они могут себе это позволить, не теряя всхожести 9—10 лет.

Цифры и факты

  • Знаете ли вы, что ель является “барометром”? Ее нижние сухие сучья обладают интересной особенностью — могут менять свое положение в зависимости от погоды: если сыро — располагаются горизонтально или слегка изогнуты кверху, как сабли. Но если долго нет дождя, они поникают.
  • Ель-одногодка — не выше 4 сантиметров. Затем она растет чуть быстрее, однако 1,5—2,5 метра достигнет лишь через 10—15 лет. Но с возрастом ель догоняет и даже перегоняет некоторые породы деревьев, причем растет до конца своей жизни.
  • Молодняку ели свойственна поразительная живучесть — он выживает даже под пологом елового леса. Сколько же лет этим “малолеткам”? Вас ждет сюрприз! 40—50, а иной раз 70—80 лет. Так долго они борются за жизнь. Их сверстники уже достигли 20—25-метровой высоты, а эти — убогие карлики. Но хилые деревца-зонтики не теряют надежды и, дождавшись света, тоже превращаются в высокие стройные ели.
  • Ель, как и положено красавице, довольно капризна. Она влаголюбива и требовательна к плодородию почвы — не будет расти на бедных верховых болотах и бесплодных песках. А там, где ей комфортно, может достигать 50-метровой высоты — почти как 17-этажный дом. Кстати, вокруг такой величественной ели, одной из самых высоких в Европе, водят хороводы в сказочном поместье белорусского Деда Мороза в Беловежской пуще. Говорят, желания, загаданные возле нее, обязательно сбудутся.
  • За один год в мире вырабатывают столько бумаги, что если из нее сделать один лист обычной толщины, то в него можно завернуть весь земной шар — как головку сыра. Бумага, как говорится, все стерпит, а вот природа — нет...

Цветень

А вот “цветет-пылит” елочка в мае. Зрелище красочное! Далеко летит пыльца — цветень. Посмотришь на травы — будто припудрены. После дождичка пыльца скапливается по лощинам, а в тихий ясный день желтым облаком висит над лесом.
И хотя слово “цветение” к хвойным породам употреблять не совсем правильно (цветков-то у них нет), но так говорят. Весной у них появляются органы размножения, похожие на цветки и выполняющие их функции. Это известные всем шишечки.

Почки, шишечки и шишки...

Пыльца летит из красных или зеленовато-желтых мужских шишечек, украшающих кроны некоторых елей. А вот семена зреют в более крупных женских шишках, во множестве появляющихся вверху на концах побегов из особых почек. Это результат удивительных превращений: рост, набухание, сбрасывание колпачка — и рождение ярко-красной с наперсток шишечки — это дитя хорошо знакомой нам большой и бурой шишки.
Рассмотреть шишки трудно, ведь они живут высоко над землей. Но можно увидеть, найдя лежащее на земле дерево ели, поваленное ветром. Если разломить юные шишечки, увидим на стержне много чешуек, не похожих на наружные. На каждом “лепестке” из мужской шишки в лупу можно разглядеть два мешочка — вместилища пыльцы, а из женской — два бугорка — это семяпочки, будущие семена.
Через 1,5—2 недели после рождения женские шишечки уже не торчат вверх, а изящно свешиваются вниз. Заполненные зреющими семенами, они плотно закрыты чешуей и заклеены смолой: целый год им не страшны ни ветер, ни дождь, ни мороз.
Урожайные годы у ели повторяются через 4—5 лет. И тогда от тяжести шишек у иных елок вершины ломаются. И если под елью снег устлан, словно ковром, веточками-коротышками, значит, белка полакомилась почками, и год будет урожайным.

Не трогайте верхушку!

Из семян ели появляются крохотные проростки с пушистыми смешными лапками, “как будто у маленьких щенят”. Но в ельниках они редки: слабый корешок не может пробить мощный слой опавшей хвои. Зато в лиственном лесу подрост бывает частый: заяц, встретив на пути, кругом обежит.
Хорош “бобрик” еловых самосевов — “хочется его погладить ладонью, и даже в голову не придет, что в столь мирном сожительстве” родных сестер “происходит борьба с изреживанием: процент его во много раз больше, чем на войне у людей”. Замечательно подметил Пришвин!
Но высокой и стройной ель вырастет, если ее верхняя почка ежегодно будет образовывать новые побеги. Если же почка вверху или побег повреждены, облик ели резко меняется: рост ствола прекращается, верхние ветви приподнимаются и красавица превращается в маленького уродца. У лиственных же “обезглавленная” молодая березка или дубок не меняют свой облик.

Как узнать “биографию” елочки?

Ель не скрывает своего возраста. Чтобы узнать его, пересчитайте мутовки побегов, прибавив еще 3—4, поскольку сеянец образует их лишь с 3—4 лет.
На поперечном разрезе ствола ели четко выделяются годичные кольца древесины: более широкие образуются при росте дерева на просторе и во влажные годы, узкие — в тени и в засуху. При осмотре пня старой елки можно узнать ее “биографию” и даже высчитать, когда была сильная засуха. Иногда эти “записки” погоды охватывают столетия! Кстати, они очень точны.

Залог победы — терпение

Елочки появляются как-то незаметно. Растут, тянутся вверх, укрытые зеленью березовой листвы. Но как только подрост сомкнется — ни береза, ни другое дерево здесь уже не поселятся. Березняк или осинник обречены — их сменит ельник.
Бывает, елка мала росточком, но уже с шишками. Значит, недавно “вышла из темницы”, где многие годы чахла. Ветки березы хлестали ее, стараясь забить. Это мучило елку, но она все вынесла. “Ни одна иголочка не пошевельнулась от бури, и только ветки-крылья, покачиваясь, как будто спрашивали совета друг у друга: как же дальше нам быть?” И даже когда березу срубили, елка, испуганная светом, сразу не росла. А оправившись, от радости зацвела и покрылась плодами...

Угрюмая тайга или сказочный лес?

Под пологом старого ельника царит таинственный полумрак, полный особой торжественности, — ровные прямые столбы один к одному. Где ели растут густо — нет растений, лишь толстый слой опавшей хвои. В вечном сумраке не живут даже теневыносливые травы и мхи. Где пореже — косые лучи солнца, пробившись через оконца в кронах, высвечивают шелковистую зелень мхов, заросли черники, бледные сыроежки, серые космы-хлопья лишайников, свисающие, точно пряжа, с сухих сучьев. Здесь всегда тишина. Идешь по моховому ковру — своих шагов не слышишь...

Морозы не страшны, но заморозки опасны!

А вот для ели полог других деревьев даже полезен, он защищает молодые деревца от заморозков. Нежнейшие кисточки светлой молодой хвои, не успевшие одеться корой, очень уязвимы весной для утренников. В начале лета вам, возможно, приходилось видеть елочки с засохшими бурыми, словно подпаленными огнем, побегами.
Парадокс: ель очень холодостойка — не страдает и в трескучие морозы, а легкие заморозки уродуют неокрепшие побеги и даже губят елочку. Опять загадка! Но это удивительное дерево и здесь нашло выход. “Молодежь” всегда готова укрыться от мороза или горячих лучей солнца, не брезгуя даже кустом можжевельника... А бывает и совсем “по-матерински”, как описал Михаил Пришвин: “Нижняя огромная еловая ветвь в поисках света кругом обогнула ствол березы и, выглянув на ту сторону, нашла там маленькую ель-белолапку и накрыла ее от морозов и солнечных ожогов: она искала свет для себя, а вышло на пользу маленькой дочке”.

И красивая, и полезная

Можете ли вы узнать дерево по контуру кроны? По форме листа? По аромату? Это нетрудно. А по голосу? Ведь у каждой породы свой голос. Самый звонкий и певучий — у елки. Поэтому и Страдивари, и Амати делали свои скрипки из ели. Трудно было выбрать единственное из тысяч дерево, не молодое, не старое, не больное — самое лучшее и певучее. Но зато их скрипки вот уже триста лет завораживают своим голосом, умеющим плакать и петь, “лаская нас и жаля, роняя звуки, как росу...”
И по сей день скрипки и другие струнные инструменты делают из древесины ели. Она мягкая, блестящая, хорошо колется. Легче сосновой, не так смолиста и хотя менее прочна — лучше подходит для производства бумаги. Применяется в строительстве, для получения целлюлозы, искусственного шелка. Из коры получают дубильные вещества, из хвоинок — эфирное масло, каротиновую пасту, воск. Отходы переработки хвои идут на корм скоту, применяются как удобрение при посадке леса. Но обычно хвою просто-напросто сжигают, хотя она может много пользы принести.

Берегите их!

В новогодние праздники ели всегда в центре внимания. Появился большой выбор искусственных, но многие по-прежнему отдают предпочтение настоящим, чтобы запах хвои был. Хотя можно создать оригинальную композицию и из веточек, а не губить целое дерево. Ведь в Беларуси насаждения ели усыхают — из-за недостатка питания, падения уровня грунтовых вод, вредителей. А еще они “уходят” от нас — из-за потепления климата южная граница их ареала смещается на север. И не исключено, что через десятки лет елочки придется завозить из-за рубежа или выращивать в питомниках.
Праздники быстро заканчиваются. Как и сказки. Елочку “сунули в самый темный угол чердака...” Она все надеялась: теперь-то начнется новая жизнь, но все прошло, а ель и порадоваться не успела. И лишь с грустью вспоминала молодость, лес и веселый праздник...
Помните: от нас зависит, чтобы эти удивительные деревья радовались жизни и радовали нас своим изяществом и красотой. Они это заслужили. Не так ли?

Татьяна МОИСЕЕВА, Андрей МАТВЕЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter