В лабиринтах лаптей не носят

Герой романа популярного французского писателя Мишеля Уэльбека, куратор современного искусства, облечен властью решать, что из предложенных проектов стоит финансировать.
Герой романа популярного французского писателя Мишеля Уэльбека, куратор современного искусства, облечен властью решать, что из предложенных проектов стоит финансировать. Картины из кучек дерьма - пожалуй, нет, это уже банально. А вот выставка из женских трусиков, набитых тухлым мясом, с обязательными натуральными мухами в качестве антуража - на это зритель пойдет, это "симпатично".

Писатель ничуть не преувеличивает. Сегодня, чтобы привлечь наше с вами внимание, уважаемые читатели, "творцы" готовы на все. Даже, как наш соотечественник-постмодернист, блевать на сцене предварительно выпитым томатным соком.

Вы думаете, "притягательность отвратительного" появилась только сегодня? Сто лет назад нашелся идеалист, вставший на защиту "чыстай красы", попытавшийся избавить образ традиционного белоруса от лаптей и "колтуна в волосах".

Вацлав Ластовский родился 120 лет назад, в ноябре, в небогатой семье арендатора. Чтобы слушать лекции профессоров Санкт-Петербургского университета, устраивается туда библиотекарем и проникает в аудитории "зайцем".

Сегодня мы говорим об "университетском зайце" как об ученом с мировым именем, академике и секретаре Академии наук БССР, редакторе первых белорусских газет. Хватало и политики. Революции, перевороты... Вацлав Ластовский - всегда в центре событий. Что ему впоследствии, когда он уже отошел от политики, и "аукнулось".

Вряд ли Вацлав Ластовский пошел бы на выставку женских трусиков, набитых тухлым мясом. В 1913 году он написал знаменитое обращение к белорусским литераторам "Сплачвайце доуг". В то время "оплакивание" родного края и бездольного бедняка сделалось чуть ли не единственным мотивом искусства. Ластовский же хотел, чтобы наша литература стала развитой, европейской, интересной всему миру. От имени простого человека, крестьянина, автор высмеивал "енкi i плачы тых нашых белетрыстау i паэтау, каторыя (цыбуляй хiба крыху пацiраючы вочы) плачуць над доляй селянiна..."

Публикация вызвала бурные споры. Максим Богданович под ее впечатлением написал свой гениальный "Апокрыф", разрешая спор между колосом и васильком в пользу чистой красы. Хорошо быть колосом, но счастлив тот, кому выпала доля быть васильком!

Для того, кто ценит "красу", Беларусь - легенда и сказка, неведомая профанам. В 20-х Ластовский пишет повесть "Лабиринты", которую до сих пор истолковывают и "открывают", называя "произведением-гипотезой". Подземные лабиринты, живущие своей таинственной жизнью, согласно фантазии автора, существуют под Полоцком, Богинским озером в Браславском районе и Скригаловым на Мозырщине. Сегодня археологи осторожно говорят о том, что в какой-то степени Ластовский опирался на реальные факты, например, доказано, что под Полоцком действительно существовала система подземных ходов.

Но лабиринты реального мира оказались куда менее романтичными. После блужданий по миру, вызванных политическими перетасовками, Ластовский возвращается на родину. Он уверен, что "головастые" люди нужны любому правительству. Поначалу научная карьера в БССР складывается удачно. Впрочем, не без "советской экзотики". Мог ли знаток народной мифологии Вацлав Ластовский подумать, что получит задание найти "пять-шесть камней" для Мавзолея Ленина! А ведь это не миф - вполне официальный приказ из Москвы.

Заступник за "чыстую красу" был расстрелян в 1937 году, в Саратове.

Нынче изданы книги сочинений Вацлава Ластовского. С имени снято табу.

"Чыстая краса" не исчезла. Ее можно увидеть, исцелиться ею.

И если иногда вам покажется, что поэзия, литература - нечто такое, без чего вы можете обойтись, как поле может обойтись без васильков, то вспоминайте высказывание Стефана Малларме: "В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter