О премьере фильма "А зори здесь тихие"

В краю тихих зорь

В том краю и в ту пору, когда стояли безветренные белые ночи, где «длинные — от зари до зари — сумерки дышали густым настоем зацветающих трав», совершилась трагедия, о которой поведали сначала писатель Борис Васильев, а потом кинорежиссер Станислав Ростоцкий. Фильм «А зори здесь тихие...» в 1973 году даже номинировался на «Оскар». В те годы это было одно из самых популярных произведений о войне не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Картина была удостоена Госпремии, ее признали на авторитетных кинофестивалях. Одним из почитателей был Дэн Сяопин, что, очевидно, и повлияло на то, что именно в Китае был создан 16–серийный ремейк.


Ремейк — дело непростое, требующее особенного авторского права и взгляда на то, что уже хорошо знакомо, апробировано временем и существует как всенародно признанный бренд. Для фронтовика Станислава Ростоцкого, чудом выжившего в той войне, это был личный фильм. У режиссера «тихих зорь» 2015 года Рената Давлетьярова личное определяется иными параметрами: не столько опытом, сколько памятью и отношением. Изрядная доля скепсиса и упреки по части того, зачем нужна новая постановка, были ожидаемы. Как предсказуемы были тревога и нежелание видеть на экране некий компьютерный клон. Уровень злопыхательских отзывов в интернете зашкаливает. Однако без этого личного отношения автора к теме, без своих собственных нравственных и художественных критериев ничего бы и не было. Новые «А зори здесь тихие» все–таки получились, вызывая не меньшее сопереживание, чем это было более 40 лет тому назад. Нынешнее молодое поколение переживает катарсис такой же силы, как их сверстники из другого времени. Дело здесь не только в обновленной форме, в том ином киноязыке, на который уповают авторы. Вся суть в содержании, когда в истории пяти девушек во главе со старшиной Васковым видится история народа, одержавшего победу над врагом не столько военной мощью, сколько силой духа.

Повторяя почти точь–в–точь кинооригинал, авторы все–таки расширили повествование, добавив свое, не избежав соблазнов угодить вкусам современных зрителей. Своеобразной увертюрой к напряженной драме выглядит размеренная, не лишенная лубочного очарования жизнь затерянной деревеньки, где чистенькие хатки с домоткаными половичками, духмяный жар протопленных банек у реки, застолья с разносолами и балагурами под комариный писк. Появилась линия хитроватого и простоватого почтальона (С.Проскурин), оказавшегося первой жертвой вражеских диверсантов. Молодые зенитчицы лихо парятся в бане, давая возможность всем желающим по достоинству оценить красоту женского тела. Противостояние и схватка с врагами выполнены по всем законам современного экшена. Несмотря на многое другое, включая лица героинь, которые точно не из того времени, в фильме есть своя правда. Эта правда — в чувствах, важным из которых является и чувство Родины. Быть может, поэтому и патриотические эмоции, которые вызывает фильм, переживаются естественно и искренне разными поколениями зрителей. Вот поэтому и нужна была такая картина сегодня.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 84 (24714). Четверг, 7 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter