В колледжах собираются ввести новую специальность для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью

В колледжах планируют ввести новую специальность для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью. Об этом сообщил ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский на республиканском семинаре-совещании по актуальным вопросам профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития и их дальнейшего трудоустройства, который прошел на базе Минского государственного колледжа цифровых технологий и столичных предприятий, пишет БЕЛТА.

Фото из архива «СБ»

«Отдельно выделены 18 специальностей, включающих 39 квалификаций, которые предназначены для освоения лицами с интеллектуальной недостаточностью. В текущем учебном году профессиональное образование лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по 11 специальностям (17 квалификациям) в 30 учреждениях образования. Совместно с организациями – заказчиками кадров ведется работа по открытию новых специальностей и квалификаций. Так, в 2024 году планируется введение новой специальности «флористический дизайн», квалификации «флорист» третьего разряда для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, прорабатывается вопрос дальнейшего расширения перечня специальностей. Кроме того, введение в новую редакцию Кодекса об образовании дистанционной формы получения образования расширяет возможности лицам с особенностями психофизического развития и инвалидностью получать образование. На базе Могилевского государственного экономического промышленно-технологического колледжа в 2022 году была набрана учебная группа из шести учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата для обучения по квалификации «оператор электронно-вычислительных машин» на основе общего среднего образования в дистанционной форме получения образования. Срок обучения составил один год. По итогу трое выпускников продолжают обучение на уровне среднего специального образования, трое – трудоустроены», – рассказал Валерий Голубовский.

По его словам, количество обучающихся с особенностями психофизического развития на второй ступени общего среднего образования в 2023 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Например, обучающихся с расстройствами аутистического спектра стало больше на 279 человек и составляет 1424, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – больше на 43 человека и составляет 725, с тяжелым нарушением слуха – больше на 44 человека и составляет 1020, с легкой интеллектуальной недостаточностью – на 40 человек и составляет 5083.

«В системе профессионального образования в текущем учебном году обучается более 2,6 тыс. учащихся с особенностями психофизического развития и инвалидностью в 150 колледжах (что составляет 4,1% от общего количества учащихся). За последние три года наблюдается увеличение количества колледжей, обучающих эту категорию молодых людей как в отдельных группах, так и в инклюзивных. В колледжах, имеющих соответствующие условия – это инфраструктура, подготовленные кадры и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в области инклюзии, функционируют центры профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития. Всего в регионах страны таких центров восемь и одно отделение. На их базе организуются консультирование и стажировка педагогических кадров колледжей соответствующего региона, проводятся республиканские семинары, круглые столы по вопросам реализации принципа инклюзии в образовании. В этих центрах оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития», – проинформировал ректор РИПО.

Такие центры созданы в Витебском государственном колледже легкой промышленности и технологий, Улльском государственном колледже имени Л.М. Доватора, Могилевском государственном экономическом промышленно-технологическом колледже, Бобруйском государственном индустриально-строительном колледже, Гомельском государственном колледже строителей, Ивацевичском государственном аграрном колледже, Гродненском государственном колледже бытового обслуживания населения, Минском государственном колледже цифровых технологий и отделение – в Минском государственном колледже легкой промышленности и комплексной логистики.

«Следует отметить, что для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, установлен порядок получения профессионально-технического образования на дому по отдельным специальностям, квалификациям», – добавил Валерий Голубовский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter