В кино брода нет

Вчера вечером в Бресте завершился Национальный фестиваль белорусских фильмов
Вчера вечером в Бресте завершился Национальный фестиваль белорусских фильмов

Все эти дни у главной киноплощадки города, кинотеатра «Беларусь», толпились зрители. Издали их вполне можно было принять за поклонников белорусского кино. Однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что к нему, равно как и к фестивалю, они, как бы мягче выразиться, слегка равнодушны. Лучшие художественные, телевизионные и видеоработы белорусских кинематографистов, собранные за два года по киношным «сусекам», не выдерживали у публики конкуренции с идущими в местном прокате «Мужчиной по вызову–2», «Сорокалетним девственником» и, уж конечно, лентой «Девочки опять сверху»... И ничьей вины, господа, в этом нет. Просто для того, чтобы любить свое, зритель должен обладать некоторой долей великодушия, терпимости и понимания. А это непросто. Пока непросто. «Поп–корновый» кинематограф предлагает нам свои простые решения. Впрочем, кажется, что даже у самого его ярого поклонника уже немного заболела челюсть от этой бесконечной кинематографической «жвачки». Сегодня зритель фактически уже вернулся к российскому кино. Следующий шаг — возврат к кино национальному. Брестский кинофорум позволил определить «ростки» будущего киноурожая...

Необыкновенные джунгли

Программа фестиваля традиционно включала в себя игровое, документальное, анимационное и телевизионное кино. Игровое было хорошо известно белорусскому зрителю. Фильмы «Дунечка», «Еще о войне», «Анастасия Слуцкая», «Глубокое течение», «Вам задание» уже участвовали и в других фестивалях, и были показаны по телевизору. А вот многие ленты наших документалистов по–прежнему не имеют доступа на телевизионный экран, поэтому до фестиваля были знакомы только знатокам. На первый взгляд выбор тем отечественных документалистов не нов и довольно традиционен — Чернобыль, «зона» для малолетних преступников, проблема сохранения культурного наследия. Однако многим все же удалось в изученной партитуре найти свои ноты.

Неожиданный ракурс на чернобыльскую проблему предложил видеофильм режиссера Игоря Бышнева «Чернобыльские джунгли». По мнению режиссера, с уходом человека из зоны поражения природа за эти 18 лет себя фактически восстановила. «Те человеческие эмоции, которые испытываешь, побывав в зоне, несравнимы ни с чем, — говорит Бышнев. — Там все обостряется: и боль, и страх, и восхищение природой. Лично у меня вывод напрашивался только один: природа вполне может обойтись без человека. А сможет ли человек обойтись без нее?»

Нынешний фестиваль был посвящен 60–летию Победы. Поэтому споры о поиске нового киноязыка и эстетики в традиционной для белорусского кинематографа теме рождались сами собой.

— Если судить по конкурсной программе фестиваля, есть все основания говорить о том, что идет некая деградация, — считает кинокритик, член оргкомитета Ольга Медведева. — На фоне некоторых игровых фильмов конкурса даже те работы, которые были сделаны в 1950-е годы, кажутся более профессиональными. На протяжении долгого времени белорусские кинематографисты делали достойные фильмы о войне. Мы по–прежнему гордимся фильмами Рубинчика, Рыбарева, Пташука, Турова, Добролюбова. Печально, что теперь, когда прошло уже столько десятилетий, когда мы смотрели столько пронзительных лент, где авторы по мере сил пытались освободиться от всех мифом и рассказывать о тех трагических событиях по–новому, наш кинематограф не избавился от кондовости. Пришло время более проницательного и ответственного взгляда на вещи. Спекулировать на святых чувствах стыдно. В этом смысле вселяют надежду работы молодых кинематографистов. Они как раз таки обнадеживают. В частности, работы Дмитрия Лося «Война» и Елены Трофименко «Страх». Эти две картины уже дают все основания и надежду на то, что у белорусского кино есть перспективы.

Режиссер в нирване — просьба не беспокоить

Валерий Рубинчик считает, что не имеет права плохо говорить о коллегах

В кулуарах председатель жюри режиссер Валерий Рубинчик шутил, пил кофе и вел себя очень демократично. Имеет полное право — больше десяти лет проработал на «Беларусьфильме»! О творчестве коллег говорил взволнованно, горячо, но честно. О работе одного из них сказал прямо: «Нет, все–таки я ждал от него большего...» Поэтому на вопрос: «За кем из белорусских коллег вы следите особенно пристально?» — ответ последовал без паузы:

— Лось, Аслюк, Голубев, Кривостаненко, Ефремов... Получается много, всех и не перечислишь...

— Валерий Давидович, у белорусского кино, на ваш взгляд, свой путь или мы тоже пойдем по «сериальному» пути?

— Не знаю. Всегда сложно говорить о будущем. Я помню, что раньше и производственная база, и творческая составляющая не были отделены. Студия была нашим домом, нашим творческим пространством. Там были наши комнаты, наши монтажные. Там работали и маляры, и режиссеры, и плотники, и сценаристы. Мы все были в штате одного учреждения. Это было очень хорошо. Теперь же производственная база существует отдельно от художественной. Новая жизнь диктует новый стиль. К прежним формам существования кинематограф, судя по всему, не вернется.

— О чем вы рассказываете своим студентам?

— Ой, много чего. Я пытаюсь им объяснить, что есть кино — высокое искусство, которое пытается анализировать, размышлять, а есть — развлечение для публики, такая электронная игра. И они должны определиться, какое предпочесть.

— Вы приветствуете появление блокбастеров «Ночной дозор», «Турецкий гамбит»?

— Наверное, это позитивный момент с точки зрения развития кино, но я не смотрел ни одного из названных вами фильмов. По какой причине? Заранее скучно. Для меня, когда я смотрю фильм, главное — кто режиссер. Неважно, какое это кино — американское, белорусское, шведское. Есть имена, которые всегда попадают в поле моего зрения. А есть нескончаемый поток коммерческого кино. Он, наверное, необходим... Но мне всегда в таком случае хочется спросить у режиссера: и этому ты хочешь посвятить свою жизнь? Или еще: в какой момент именно ты получаешь от этого удовольствие? Я знаю, что режиссер, когда он снимает, обязательно должен получать удовольствие, погружаться в нирвану. Так вот я хочу всегда спросить у режиссера блокбастера: от чего ты погружаешься в нирвану? От чего погружается в нирвану Рубинчик — я знаю, от чего погружается Рыбарев — я знаю, от чего Туров — знал. Никто не спорит с тем, что хорошо иметь джип, джакузи, трехэтажный особняк. Только это другое, это не имеет отношения к искусству. Хотя я всегда помню, что не имею права плохо говорить про своих коллег.

— То есть коллеги не имеют права на критику друг друга?

— С моей точки зрения я могу говорить им что–то плохое лишь шепотом на ухо.

— Такая корпоративность?

— Нет. Это не корпоративность. Когда режиссер плохо говорит о другой картине, он имеет в виду, что снял бы лучше. Это неправильно. Критики могут писать все, что угодно. Когда я читаю плохую критику на себя, я понимаю, что это их профессия, они этим зарабатывают на хлеб. А когда какой–то режиссер о ком–то дурно отзывается — это глупо. Поэтому я всегда осторожен в оценках.

Тем не менее на закрытии фестиваля и Валерий Рубинчик, и остальные члены жюри были достаточно смелы в оценках и высказались со всей принципиальностью.

Итак, кто же победил?

«Хрустального аиста» «За лучший художественный фильм» получила обласканная и ранее критикой и зрительским вниманием «Дунечка» Александра Ефремова, которому к тому же достался приз и за лучшую режиссуру. Лучшие актерские работы жюри нашло в фильме «Война» Дмитрия Лося. Призы достались Яне Буйко и Анатолию Коту, у которого, как говорили в кулуарах, практически не было конкурентов. Лучшей документальной работой назван фильм Галины Адамович «Боже мой». Лучшим мультфильмом, как и ожидалось, стала великолепная баллада Ирины Кодюковой «Легенда о леди Годиве». «Хрустальный аист» за «Лучший многосерийный телевизионный проект» получила творческая группа Национальной телерадиокомпании Беларуси во главе с Сергеем Катьером за проект «Киноверсты». Среди видеофильмов жюри высшим баллом оценило работу Ренаты Грицковой «Зона. Осторожно: дети». Наиболее удачным дебютом стал фильм Дмитрия Лося «Война». Именно эта работа получила приз имени народного артиста СССР кинорежиссера Виктора Турова. Приз имени Михаила Пташука «За лучшую студенческую работу» достался Александру Канановичу за комедию «Цвет любви».

Гран–при «За лучшее воплощение национальной темы» в этом году жюри решило не присуждать. Обобщая итоги фестиваля, можно сказать, что в нашем кино настало время, засучив рукава, работать кропотливо, вдумчиво и самозабвенно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter