22 года назад ушла из жизни народная артистка РСФСР Майя Григорьевна Булгакова

В кино брода нет

22 года назад ушла из жизни народная артистка РСФСР Майя Григорьевна Булгакова. За спиной актрисы более 150 ролей: «В огне брода нет», «Преступление и наказание», «Цыгане», «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия». Мало кто знает, что жизнь Булгаковой во многом не уступала сюжетам известных картин, а по драматизму зачастую превосходила. Мы пообщались с младшей дочерью актрисы – Марией Габрилович.


Майя Булгакова родилась 19 мая 1932 года в селе Буки Киевской области.

Ей было девять, когда началась Великая Отечественная война. Отец актрисы, Григорий Игнатьевич Булгаков, военный, ушел на фронт в первые дни войны, сразу за ним отправился защищать Родину и Борис — старший брат Майи. С августа 1941 года мама будущей актрисы перестала получать письма от мужа, затем пропал без вести и сын. Спасаясь от фашистов, Булгаковы из Кременчуга переехали в Краматорск, затем в Иркутск...

— Взрослые работали на заводе, делали снаряды для фронта, а на маму как на старшую дочь легли заботы о младших детях, — вспоминает Мария Алексеевна. — Она убирала дом, готовила, стирала. Мама с детства была очень артистична, пела, танцевала, читала стихи. После школьных занятий брала младшеньких, и они шли выступать перед военными в госпиталь. 

Австрийский коммунист Петер Добиас переехал в Москву ради любимой.

Когда советские войска освободили Краматорск, семья Булгаковых вернулась домой. Майя с отличием окончила школу и отправилась в Москву, поступила на актерский факультет ВГИКа. 

— В институте маму выделяли как очень работоспособную и талантливую студентку. Казалось, ей ничего не нужно было, кроме своей профессии. Актерство было для нее смыслом жизни.

Майя Булгакова дебютировала в кино 61 год назад, сразу же после окончания ВГИКа. Ее первой работой стал фильм Григория Рошаля «Вольница», где актриса сыграла Оксану. Несмотря на то, что после выхода картины о Булгаковой заговорили как об одаренной артистке, ее приглашали только на эпизодические роли. В одном из интервью она призналась: «В эпизоде «недотягивать» нельзя. «Недотянешь»,  недоиграешь — и не будет эпизода, никто никогда не вспомнит о нем, тебя попросту не заметят. Я должна проиграть всю жизнь своей героини за кадром, но так, чтобы зритель это почувствовал в том маленьком эпизоде, который он увидит».

В кинокопилке Майи Григорьевны более 150 картин, но настоящий успех пришел к Булгаковой в 33 года, когда она блистательно сыграла роль бывшей боевой летчицы в фильме Ларисы Шепитько «Крылья».
Актриса всю жизнь бережно хранила память об отце Григории Игнатьевиче.



— О самом процессе съемок в картине «Крылья» мама рассказывала мало. Она боготворила Ларису Шепитько, считала ее удивительной, очень талантливой женщиной. При этом отмечала, что та была очень строга с ней и требовала полной отдачи. Мама говорила: «Она меня гнула и ломала». Тандем актриса — режиссер был сложный, но результат  этой совместной работы великолепен. Прекрасное кино, гениально сыгранная роль. Шепитько стала снимать маму в каждой своей картине. Последней их совместной работой был фильм «Прощание с Матерой», на котором трагически прервалась жизнь Ларисы Шепитько. 

Первым мужем Булгаковой стал оператор Анатолий Ниточкин, в браке с ним родилась дочь Зина.

— Моя старшая сестра Зина воспитывалась у бабушки в Краматорске, — продолжает Мария Габрилович. — Но на время каникул всегда приезжала к нам. Когда бабушки не стало, она переехала в Москву и школу оканчивала здесь. Зина всегда читала мне книжки, шила какие-то юбки, готовила мои любимые голубцы, вязала шарфики. Ни Зина, ни я на маму характером не похожи. Мы все очень разные.

После развода с Анатолием Ниточкиным у мамы начался роман с моим папой, режиссером Алексеем Габриловичем. После того как она забеременела мной, папа как-то засомневался в необходимости становиться отцом. Он не захотел жениться на маме и признавать меня. В это время она познакомилась с режиссером Александром Суриным, который очень ее полюбил. Он, разумеется, знал, что мама беременна от Габриловича, но его чувство к ней было столь глубоким и сильным, что они с мамой поженились после моего рождения. В свидетельстве моего рождения он записан как отец, а я — Марией Александровной Суриной. Он заботился обо мне как о родном ребенке, был очень нежным и внимательным. Мама и Александр Владимирович прожили примерно год, а потом расстались. Позже мама вышла замуж за Алексея Габриловича, и я стала Марией Алексеевной Габрилович.

Майя умела  убедительно передать  душевный надрыв  своих героинь.

Несмотря на то, что у Майи Булгаковой было двое детей и она много снималась, успевала абсолютно все.

— Когда мама была дома, она всегда готовила для нас завтрак, гладила каждое утро школьную форму, а колготки клала на батарею, чтобы я их теплыми надела. У нее была колоссальная работоспособность. Могла приехать со съемок в шесть утра, убрать квартиру, нажарить котлет, сварить борщ, постирать-погладить, а вечером снова улететь на съемки.

В школу я ездила на трамвае, поэтому к концу первого класса объявила родителям о выборе будущей профессии: «Хочу стать водителем трамвая!» Мама, смеясь, говорила, что эта работа не для меня, так как не смогу вставать в пять утра, чтобы в шесть быть на работе! Я действительно бы не смогла жить в таком ритме, в каком жила мама.

Знаете, я никогда не хотела быть актрисой, может, и потому, что мама с детства буквально отбила такое желание, — продолжает дочь актрисы. — Она часто повторяла, что актерское счастье очень зыбко: «Если тебя не заметили, то ты обречена. Но даже если ты и стала популярной, то слава может закончиться в любой момент». И это трагедия для творческого человека, и не все могут такую трагедию пережить.

— Мама никогда у нас не проверяла уроки, — вспоминает Мария Габрилович. — С нами занимались дополнительно преподаватели. Помню, как приходил математик. Мама только ему разрешала курить в квартире. Он часто говорил: «Прекратите тратить деньги! Из нее никогда не получится Софья Ковалевская». На что мама вежливо отвечала: «У нас другая задача — всего лишь перейти в следующий класс».

Сестра Габрилович Зинаида всегда поддерживала ее. 
На фото: Мария Габрилович,  Зинаида, ее дочь Марта.

Майя Григорьевна никогда не поучала своих дочерей и не стремилась стать им подругой.

— Она особо не давала нам советов, потому что считала это бессмысленным занятием. Что ни говори, а люди учатся только на своих ошибках. Еще мама говорила, что у женщины обязательно должны быть свои деньги. Надо уметь заработать на кусок хлеба, чтобы ни от кого не зависеть.

Надо сказать, что я неплохо писала, придумывала разные сюжеты, рецензии на кинофильмы и даже собиралась поступать во ВГИК на киноведческий факультет. Но в последний момент передумала. Окончила МГУ, выбрала профессию адвоката.

Дочь Зинаида подарила актрисе замечательную внучку Марту.

По своей природе Майя Булгакова была умной и чуткой женщиной с тонким чувством юмора, поэтому рядом с ней всегда находились самые достойные и сильные мужчины.

— Она была очень искренней как на съемочной площадке, так и в отношениях с людьми, — утверждает Мария Габрилович. — Кто-то говорит, что у нее «взгляд с грустинкой», кто-то про «взгляд с чертинкой». Но мне кажется, что у мамы был взгляд очень пронзительный, как бы внутрь тебя, а иногда очень усталый. Несмотря на то, что она была сильной и волевой женщиной, я иногда видела, как она плачет от усталости и от обиды: мы не слушались, с работой не клеилось. Думаю, что иногда она чувствовала себя беспомощной и очень ранимой. Такие моменты наступали тогда, когда долго не было ответов по результатам кинопроб или когда на роль утверждали другую актрису. Конечно, ее терзало, почему выбрали не ее, где недоиграла... Но потом снова брала себя в руки, шла заниматься домашними делами или разучивала роль: сидела, повторяя про себя слова, могла жестикулировать.


Четвертым мужем актрисы стал австрийский бизнесмен Петер Добиас, с которым она прожила 20 лет. Он просил ее переехать в Австрию, где у него была прекрасная работа, роскошная квартира в центре Вены, но Булгакова не соглашалась. Не смогла бы жить без работы, без друзей, без родины.

— Мама никогда не хотела уехать из России. Конечно, она любила путешествовать, смотреть новые места, но ей непременно нужно было вернуться в свою квартиру, к своему быту, к своим кастрюлькам.

Петюня, так его называла мама, любил нас с Зиной, как родных. Он безумно любил маму, страдал, когда она его ругала, и был очень счастлив, когда она была с ним ласкова и добра. Боготворил ее и как женщину, и как актрису. Был готов пожертвовать всем ради нее. По дому были развешаны маленькие записочки о том, как он ее любит, рисунки сердечек и цветочков. Он называл ее: моя кровинушка, моя любовь. Петя никогда не пытался заменить мне отца, не диктовал своих правил, не воспитывал. Он был нашим дружком, веселил, играл с нами в «дурака», объяснял разные умные вещи, баловался с нами и баловал нас. Привозил из командировок полные чемоданы дефицитной в то время красивой одежды. У него было великолепное чувство стиля: подбирал к каждому женскому платью или костюмчику в цвет туфли и сумочку. Иногда мама раздаривала вещи своим подругам. Но если Петя и обижался, то виду не показывал, он вообще маме почти ни в чем не перечил.

В перерывах между съемками актриса вела жизнь обычной женщины: готовила, стирала, нянчилась с внуками...

В июле 1994 года Петера не стало, внезапно остановилось сердце. Булгакова пережила мужа всего на три месяца. На протяжении жизни она вела ежедневники, куда записывала: кто звонил, что нужно купить и т.д. После смерти супруга стала записывать туда то, что хотела бы ему сказать: «Очень скучаю без Пети. И чем дальше, тем сильнее болит сердце, душа и все, все... Когда мы увидимся, обнимемся?» Часто говорила: «Петенька, забери меня к себе!»

— Так случилось, что я видела ее за несколько часов до случившейся аварии, — продолжает Габрилович. — У мамы очень болела спина. Я увидела, что в магазине продаются швабры-лентяйки, не нужно было выжимать тряпку руками и наклоняться к тазику с водой. Я купила такую швабру, принесла ей. Заметила тогда, сколько боли у нее в глазах... Мама обняла меня и сказала, как будто прощаясь: «Не думала, что от Габриловича у меня такая хорошая девочка получится».

Она наливала мне суп, но делала это как-то машинально. Все ее мысли были о Пете. Мама часто говорила, что самая страшная боль — это боль душевная, когда сердце стонет, душа буквально вывернута наружу и плачет, и нет от этой боли никакого лечения, никакая таблетка не поможет...

В этот день, 1 октября 1994 года, актриса поехала на шефский концерт для ветеранов. Автомобиль врезался в рекламный столб на Ярославском шоссе. 7 октября, не приходя в сознание, актриса ушла из жизни на 63-м году. Майя Булгакова была похоронена рядом с супругом Петером Добиасом на подмосковном кладбище «Ракитки».

— Бог наградил маму сполна любовью, детьми, работой, друзьями. Наверное, она, как и каждая актриса, считала, что ее мало снимали, недопоняли... Но мне думается, что все же у нее была счастливая, наполненная событиями и любовью жизнь, хоть и очень короткая.

Мы бережем память о маме и очень стараемся делать все так, чтобы мама и Петя смотрели на нас со своего облачка, радовались и гордились нами.

Лиза Никифорова.

Советская Белоруссия № 201 (25083). Среда, 19 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter