В художественной галерее «Университет культуры» проходит выставка белорусского живописца Павла Кондрусевича

 Я очень рад за своего сына,  говорит композитор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Владимир Кондрусевич.  Я считаю, что он достойно работает в своем амплуа. Самое главное — быть преданным искусству, преданным тому, что ты делаешь. Тогда это ощущается  и в живописи, и в музыке  во всем.




Наверное, и дед  прославленный белорусский художник Натан Воронов — порадовался бы за внука, которому в год его смерти исполнилось четыре. Они очень разные в своем творчестве  внук и дед, но оба безгранично преданы искусству.

Почти 70 полотен на выставке, и каждое  сгусток мысли. Сразу чувствуется, что Павел глубоко постиг живопись не только как художник, но и как ученый. По окончании отделения живописи Белорусской академии искусств и трехлетней стажировки в Академических творческих мастерских он девять лет изучал историю искусств в одном из лучших австрийских университетов и защитил магистерскую диссертацию.



Ученость  нечастое явление в нашем искусстве. А здесь ученость помножена на огромное мастерство и точность деталей. Наверное, только Наполеон Орда сумел бы разглядеть в родном белорусском пейзаже счастливую Аркадию из античных пасторалей, а в деревенском соседе Федоре  подобие Сократа.


А вот «Хрупкость»  размышление о судьбах культуры на фоне развалин собора Парижской Богоматери. Incola ego sum in terra… («Странник я на земле Твоей…»)  пишет он фразу из Псалтыри в латинском переводе блаженного Иеронима Стридонского. И таких мотто на его картинах очень много. Иногда они помогают понять суть изображенного, а иногда уводят очень далеко, и ты, ежесекундно сверяясь то с Гуглом, то с Википедией, с немалым трудом находишь путь по этой карте, с невероятной точностью запечатлевшей географию человеческой души.


 Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом,  говорит художник в своем предисловии к выставке.

Все его картины о памяти, и пейзажи тоже. Сардиния, Тоскана, альпийские озера, дворцы и фаэтоны зимней Вены, угрюмый Клайпедский порт  все это увидено белорусскими глазами и написано по-белорусски: скромная синева, неяркая зелень, коричневатая желтизна песчаника под солнечными лучами.




 Что для вас Италия? Солнце?  спрашиваю я.

 Нет-нет, Италия для меня — источник вдохновения! И это больше связано с памятниками культуры. Заходишь в обычную церквушку, а там Гирландайо [итальянский художник эпохи Возрождения]. И так повсюду, красотой пронизана жизнь.



А я думаю о том, что в XXII столетии туристы будут посещать Будславский костел не ради иконы Божией Матери, а ради «Благовещения» Павла Кондрусевича, которое закрывает ее в будние дни.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter