В храме знаний грядут перемены, обещают парламентарии учителям и родителям

На базе учреждений образования Гродненского района проходило расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу. Депутаты совместно с педагогами обсуждали законодательное обеспечение деятельности сельских школ в свете подготовки проекта Кодекса Республики Беларусь “Об образовании”.

По оснащению и по внешнему виду многие школы и детские сады Гродненского района лучше столичных. Такое мнение высказал председатель комиссии Владимир Зданович после посещения сельских школ. Остановки в агрогородках Квасовка, Луцковляны, Вертелишки, где депутаты побывали в средних школах и детском саду, позволили сделать вывод, что в передовых хозяйствах, каковыми и являются СПК “Октябрь-Гродно”, СПК им. Деньщикова, СПК “Прогресс-Вертелишки”, учреждения образования находятся в надежных руках. Хозяйства, взяв школы и детские сады под свою опеку, создают базу для развития на селе образования высокого уровня.
Взять, к примеру, Вертелишковскую среднюю школу. В этом году сдан в эксплуатацию новый трехэтажный корпус, где разместились начальные классы. Эстетично оформлены просторные кабинеты, компьютерные классы. Здесь созданы все условия для учебы и сохранения здоровья детей. Образцом для организации деятельности дошкольного учреждения по праву может служить и Квасовский детский сад.
В работе выездного заседания комиссии принимали участие заместитель председателя облисполкома Мария Бирюкова, представители районной исполнительной власти, были приглашены руководители школ и дошкольных учреждений района, которые и обозначили ряд назревших проблем.
А практика на местах послужила толчком к дискуссии о законодательном обеспечении деятельности сельских школ. Кстати, каждый третий ученик в Беларуси растет и воспитывается в сельской местности.
Поднимался вопрос о разработке положения учреждения образования сад-школа, о целесообразности создания нового типа учреждения “сельская школа—гимназия”, рассматривалась проблема переполненности групп продленного дня, дотации на питание, заработная плата молодых специалистов и ряд других. Все эти предложения депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь взяли на заметку, чтобы внести их в проект Кодекса Республики Беларусь “Об образовании”.
Комментарий основных положений Закона Республики Беларусь “Об образовании”, который был недавно подписан главой государства, педагоги воспринимали с особым интересом. Этот документ, вступающий в силу в январе будущего года, по мнению депутатов, кардинальным образом изменит работу школ. Во-первых, обеспечит полноценное детство младшим школьникам: в закон внесена норма, касающаяся продолжительности каникул, и тем самым пресечена попытка уменьшить летний отдых детей за счет продления учебного года по июль месяц. Законом, в частности, определено, что каникулы на протяжении года будут не менее тридцати, а для 1-х и 2-х классов не менее 37 дней. Летние каникулы будут длиться не менее 12 календарных недель. В начальной школе запрещается преподавание предметов на углубленном уровне, за исключением иностранного языка, предметов спортивного и художественно-эстетического цикла. Согласно закону в начальной школе, а также в классах с повышенным и углубленным изучением предметов будет заниматься не более 20 учеников. Впервые за многие десятилетия сделана попытка решить проблему взаимоотношений учителей, учеников и родителей. Сейчас помимо прав ученика, которые порой по отношению к учителю перерастают в откровенный шантаж, в законе определены обязанности. Отныне ученик должен уважать учителей и выполнять их требования.
Подробно остановившись на этом пункте, Владимир Зданович заметил, что были прецеденты, когда требовательного учителя, выставляющего объективные отметки, родители объявляли плохим и предлагали убрать из школы. Отныне родителям запрещается вмешиваться в учебный процесс, организованный учителем.
— Это большой шаг навстречу вам, уважаемые коллеги, — подчеркнул председатель комиссии, обращаясь к педагогам, — однако это не означает, что можно снизить планку требований к себе. С помощью закона мы ее даже поднимаем. Вам теперь вменяется в обязанность вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди учащихся.
Еще один наиболее важный пункт закона внесет ясность в ситуацию, с которой сталкивались руководители общеобразовательных учреждений. Речь идет о проблеме оказания платных услуг.
— На августовских советах стали поощрять тех, кто заработал деньги, и клеймить позором, наказывать тех директоров, кто не смог их принести. По сути, это была попытка перевести школы на самофинансирование, — поделился выводами председатель комиссии Владимир Зданович. — Школа — храм знаний, и торговцы должны быть изгнаны из него. Ваша основная задача — учить, а не искать деньги, для этого есть другие структуры, — констатировал он.
Отныне в законе четко оговорено: “Запрещается устанавливать для государственных общеобразовательных учреждений нормативы осуществления деятельности, приносящей доходы, а также нормативы получения доходов из дополнительных источников финансирования”. Вместе с тем это положение не запрещает школам зарабатывать деньги, если такая возможность имеется.
Депутаты на встрече с педагогами Гродненщины признали, что с помощью закона, даже такого действенного, невозможно объять все без исключения стороны школьной жизни. Пришли, например, к общему мнению, что в законодательном плане обижены педагоги дошкольных учреждений. Эту ситуацию также может исправить Кодекс об образовании, содержащий более 1000 статей и максимально охватывающий все стороны и периоды образовательной деятельности в нашей стране. Проект его сейчас и разрабатывается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter